В Московской Ассоциации Риэлторов состоялось общественное обсуждение законопроекта «О государственной кадастровой оценке", направленного на рассмотрение в Государственную Думу РФ 12 августа 2015 года. В настоящее время такая оценка осуществляется через систему независимых оценщиков с привлечением частных организаций. В результате один и тот же объект может оцениваться по-разному.
В ходе общественных слушаний были высказаны следующие ключевые мнения:
Генеральный директор Центра развития континентального права, к.ю.н. Лариса Усович считает, что сейчас еще рано говорить о качестве этого законопроекта. «Он только будет принят и не прошел стадию его доработки между первым и вторым чтениями, - заметила Лариса Владимировна, - замечаний много в основном у сообщества оценщиков и это очевидно, т.к. принятие указанного законопроекта означает, что СРО оценщиков не справилось с возложенной на него государственной задачей: обеспечить высокое качество кадастровой оценки, минимизировать случаи судебного и внесудебного обжалования и оспаривания, минимизировать риски для предпринимателей, оптимизировать налоговую нагрузку на физических лиц.
Со своей стороны, я отметила бы недостаточную проработку вопросов ответственности бюджетных учреждений и их работников за профессиональную деятельность, недостаточное информирование граждан и юридических лиц, наличие коррупционогенных моментов в части заказчик-исполнитель работ. Думаю, что проект закона ко второму чтению будет существенно доработан».
Председатель КЗППРУ Московской Ассоциации Риэлторов Болотская Светлана выделила следующие моменты:
1. В статье 4 «Принципы проведения государственной кадастровой оценки» проекта Закона о государственной кадастровой оценке (далее «Закон ГКО») утверждается принцип независимости проводимой государственной кадастровой оценки. А содержание статьи 6 («Порядок проведения ГКО»), пункт 2 противоречит этому принципу, поскольку проведение ГКО возлагается на бюджетное (то есть государственное) учреждение, созданное субъектом РФ.
Невозможно быть независимым от работодателя (то есть государства), который одновременно является и заказчиком, и работодателем, и субъектом, осуществляющим контроль.
2. В Законе ГКО подробно расписаны требования к образованию, квалификации и профессиональному стажу работников, которые должны осуществлять ГКО, но отсутствует указание на необходимость членства в СРО и страхования профессиональной деятельности, то есть к оценщикам, исполняющим ГКО не предъявляются те требования, которые предъявляются ко всем остальным оценщикам законом ФЗ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ».
3. В проекте Закона ГКО упоминается, что государственная кадастровая оценка должна проводиться в соответствии с некими методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Где, когда и кем утверждены эти методические указания? Где они опубликованы? Соответствуют ли эти Методические указания нормативно-правовым документам, в рамках которых должна осуществляться деятельность оценщиков? То есть соответствуют ли эти Методические указания требованиям законно № 135-ФЗ и Федеральным стандартам оценки?
Таким образом, Закон о государственной кадастровой оценке по многим позициям противоречит Закону об оценочной деятельности (ФЗ №135 от 17.07.1998 г. с дополнениями и уточнениями) по многим позициям.
Например, в соответствии со ст. 4 Закона № 135-ФЗ «… субъектами оценочной деятельности являются …лица, являющиеся членами СРО и застраховавшими свою ответственность…», а в Законе ГКО о членстве в СРО нет никакого упоминания.
Согласно статьи 9 Закона № 135-ФЗ основанием для проведения оценки является «…договор на оценку с заказчиком..», а в законе ГКО об этом нет упоминания.
Согласно статьи 16 утверждается принцип «… независимости оценщика и юрлица…» и недопустимости «… имущественного интереса…». А в соответствии с Законом ГКО Государственное бюджетное учреждение (ГБУ) будет производить кадастровую оценку, а государство собирать налоги на основе этой оценки. Таким образом, на лицо возникает конфликт интересов. Это прямо противоречит и ФЗ №135 и международным стандартам оценки.
По Закону № 135-ФЗ не допускается вмешательства «… заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика…» .. «…если это может негативно влиять на достоверность результата…». Кроме того «…юр. лицо не вправе заключать договор на проведение оценки с Заказчиком в случаях, если оно имеет имущественный интерес и (или) является аффилированным лицом заказчика…», т.е. Заказчик оценки - государство в лице Минимущества, а исполнитель ГБУ – также государственная организация.
В соответствии со статьей 24_14 закона № 135-ФЗ «..Отбор исполнителя…. проводится на конкурсной основе…», а в новом законе – только государственное бюджетное учреждение без всякого конкурса.
По итогам обсуждения Московская ассоциация риэлторов подготовила предложения и направила их в законодательные и исполнительные органы власти Российской Федерации.
Автор: Вылегжанин Вениамин
Количество показов: