Сергей Собянин дал эксклюзивное интервью корреспондентам «Вечерней Москвы».
Сергей Семенович, нам бы хотелось начать беседу с тех событий, что в последние два месяца буквально захлестнули Москву. Мы имеем в виду ту митинговую стихию, эпицентром которой стала наша столица. Но самым масштабным был митинг на Поклонной горе. Самый впечатляющий митинг в поддержку стабильного развития страны без потрясений и раскачивания лодки. А потому хотелось бы услышать ваше мнение о том, что же вывело на улицу эти 190 тысяч москвичей. Неужто пресловутый административный ресурс, о котором столько писалось в Интернете?
Вы понимаете, я постоянно встречаюсь с москвичами и, мне кажется, очень неплохо изучил их характер. Характер прямой, открытый. Москвичи — это люди с развитым чувством собственного достоинства, люди, которые могут сказать начальству всю правду прямо в лицо. И представить, что сотни тысяч людей в мороз по чьей-то команде вышли на митинг, значит просто москвичей не уважать. Почему они пришли и почему так много? Вы знаете, число было во много раз больше первоначально заявленной цифры участников. Мне кажется, на их позицию повлияли другие митинги, на которых звучали откровенно экстремистские призывы: «отменить итоги парламентских выборов», «отменить президентские выборы», «толпою идти штурмовать Кремль». И подобные заявления если не напугали москвичей, то, во всяком случае, что называется, напрягли их. Люди хотят предсказуемости. И не хотят никаких революций, которые им пытаются навязать. Люди хотят стабильного развития страны. А не социальных взрывов и резкого изменения ситуации. Мы сейчас накануне президентских выборов, к которым у нас традиционно отношение куда более серьезное, чем к парламентским. Если, голосуя на парламентских выборах, люди иногда просто высказываются за большее разнообразие представленных в Госдуме сил. Но выбирая президента, все понимают, что в руках у главы государства будет сконцентрирована громадная власть. И от этого человека будет непосредственно зависеть их будущее, будущее их детей.
Поклонная гора консолидировала патриотов, людей, твердо выступающих за стабильность и развитие без потрясений, сторонников Путина. Вы, Сергей Семенович, достаточно долго работали рука об руку с Владимиром Владимировичем. Что бы вы могли о нем сказать?
Да, я бы хотел назвать несколько отличительных черт Владимира Владимировича. Тем более что знаю его почти 12 лет со времени моего губернаторства и членства в Совете Федерации. С моей точки зрения, у него есть существенный недостаток. Он очень серьезно относится к своим словам, к своим обещаниям. И если в жизни это очень ценное качество, то в ходе предвыборной кампании оно создает некоторые трудности. Ведь его соперники могут пообещать все что угодно. Хоть манну небесную, хоть всех озолотить. Они ни за что не отвечают. Путин совсем другой человек. Он очень дорожит своим словом. А потому никаких опрометчивых обещаний, которые не подкреплены конкретными ресурсами, он никогда не дает. Кроме того, сейчас вокруг личности Владимира Владимировича нагородили, особенно в Интернете, много разных небылиц. Между тем я, многие годы работавший на должностях, которые были к нему наиболее приближенными, будучи главой его администрации, руководителем аппарата правительства, могу сказать, что ни разу не слышал от него просьб помочь каким-то его друзьям. В то же время у меня был целый ворох его поручений, связанных с обращениями к нему граждан. И если о том, что Путин помогал многим людям во время своих поездок, хорошо известно, то практически неизвестно то, что он лично держал на контроле сотни обращений, писем людей, которых он вообще не знал. Обращения самые разные, начиная с покупки холодильника, с ремонта дома и машины, по поводу различных бюрократических проволочек и заканчивая системными вопросами. Я думаю, что у него и сейчас осталась привычка лично просматривать почту.
Еще одна деталь. Несмотря на немалое число советников и помощников, Владимир Владимирович при принятии решений руководствуется не только рациональными знаниями, но и какой-то своей интуицией. А это важное качество для политика. Притом что такая интуиция должна опираться на хорошее знание страны. Наконец немаловажно, что за этим человеком следует удача. И это важно как для него, так и для страны.
Сергей Семенович, ваш приход на пост мэра Москвы изначально связывали с улучшением взаимодействия столицы и федеральных структур, которое в прошлом зачастую было далеко от идеала. Какие главные направления такого сотрудничества вы могли бы выделить?
Много было спекуляций по поводу того, что, мол, Путин не любит москвичей. Но я могу сказать, что такого тесного сотрудничества между городом и Федерацией не было никогда.
Приведу конкретный пример. В столице идет широкий процесс модернизации системы здравоохранения. Коренным образом меняется его организация, заменяется старое, отслужившее оборудование. Эта модернизация финансируется из расчета 50 на 50. Половину средств выделяет Москва, половину — федеральные структуры. Причем решение о федеральных вливаниях принимал сам Владимир Владимирович.
Такого объема федеральных средств никогда в столицу не вкладывалось. Все знают, насколько остро стоит у нас транспортная проблема. Так вот, по инициативе премьера принято решение о выделении значительных средств на модернизацию всего столичного транспортного узла, включая вылетные магистрали, Малое железнодорожное кольцо, на ряд других вопросов, связанных с транспортом.
Еще один пример. Премьером принято решение о разбивке на месте снесенной гостиницы «Россия» парка. Казалось бы, ему было бы удобнее дать отмашку на строительство там парламентского центра. Однако принято решение не в интересах парламентариев, не в интересах чиновников, но нас, москвичей.
То есть решение о парке это личная инициатива Путина?
Может быть, эта идея и витала в воздухе. Но она не принимала конкретные формы. И Владимир Владимирович эту идею материализовал. Повторюсь, в интересах горожан.
А кто же будет финансировать создание такого парка?
Это городская территория. Мы полностью рассчитались с инвесторами. Территория эта теперь полностью свободна. Но мы, конечно, будем искать необходимые инвестиции для осуществления такого проекта. Чтобы город не входил в большие расходы. Поскольку предполагаются немалые вложения для сооружения подземного паркинга, различных кафе, сувенирных лавок, прорабатывается вопрос воссоздания большого концертного зала. И мы надеемся, что хотя бы на осуществление части планируемых работ нам удастся привлечь инвесторов.
Идея со строительством парка, безусловно, классная. Скажите, а есть ли в планах сделать центр Москвы более зеленым, взяв в качестве примера хотя бы тот же Лондон?
На самом деле в Лондоне меньше зеленых территорий, чем в Москве. Вопрос только в том, что они должны быть надлежащим образом обустроены. Напомню, что в рамках программы «Обустройство парков» в прошлом году мы реконструировали, отремонтировали, воссоздали двадцать зон общественного отдыха. Кроме того, начали реконструкцию всех больших городских парков — Парка Горького, «Сокольников», «Измайлово» и т. д. В этом году предполагаем реконструировать еще тридцать. Помимо этого, объявлен конкурс на создание так называемого «Народного парка»: люди предлагают создание небольших скверов в непосредственной близости от своего дома. Еще из подобных решений можно выделить инициативу по Хитровской площади. Там, напомню, предполагалось строительство огромного офисного центра. Мы, со своей стороны, отказали инвесторам. Сейчас идут переговоры о том, чтобы эта земля вернулась городу. Если это случится, то, скорее всего, там тоже будет разбит парк.
Перейдем в другую плоскость. Вы не раз говорили, что с точки зрения транспортного движения для Москвы коллапс, по сути, уже наступил. На ваш взгляд, город способен преодолеть эту проблему или власти могут только постараться ее минимизировать?
Полностью решить транспортную проблему не удалось пока ни одному городу мира. Все мегаполисы испытывают очень серьезное давление в этой сфере. Плюс развитие Москвы тоже не стоит на месте. Каждый год вводятся миллионы квадратных метров офисной, жилой и торговой недвижимости. Значит, каждый год в Москве и ближнем Подмосковье появляются сотни тысяч дополнительных автомобилей. Конечно, все это осложняет транспортную ситуацию. То есть если бы она была статичной, решить этот вопрос было бы значительно проще. А так ситуация объективно усложняется.
Что в этой связи необходимо сделать. Во-первых, нам нужно перебороть тенденцию к ухудшению. И уже затем сделать все возможное, чтобы улучшить ситуацию. В конечном счете мы хотим добиться того, чтобы люди передвигались по городу без потери времени и прогнозированно. Ключ к решению этой проблемы (как и в других мегаполисах мира) — это развитие общественного транспорта. Вот почему основные ресурсы направляются на строительство метрополитена. В Москве, как известно, это самый перегруженный вид транспорта. Поэтому сегодня мы зашли на десятки объектов метростроения, приглашая строителей со всей страны. При этом, конечно, не забываем и об автомобилистах.
Обратите внимание: довольно большие деньги вкладываются в реконструкцию магистралей, в создание хордовых связок.
Достаточно плотно работаем и с Министерством транспорта по реконструкции шоссе, которые выходят из города. Кроме того, в Москве разрабатывается глобальная программа по управлению транспортными потоками. Я в данном случае говорю об Интеллектуальной транспортной системе. Она включает в себя ряд элементов начиная от управления светофорами и заканчивая управлением городским общественным транспортом. Наконец, Москве требуется решение проблемы парковочного пространства. Вы не хуже меня знаете, что люди оставляют машину там, где им удобно.
Если подвести черту, то эти и ряд других мероприятий должны развиваться одновременно. И только создавая такую синергию, мы сможем решать важнейшие задачи. Здесь нужно время. В одночасье такой сложный вопрос не решишь.
В последнее время не раз заявлялось о возможном запуске так называемого «водного метро». Воплощение этой идеи возможно в обозримом будущем или же она пока носит перспективный характер?
Вполне возможно, что маршруты появятся уже ближайшим летом. Хотя я не думаю, что это кардинально может повлиять на ситуацию. Тем не менее развивать данное направление нужно. В том числе и с точки зрения туризма. Хорошо, если гости Москвы будут ездить не только на автобусах, но и используя пароходы, катера. Тем более что с воды город выглядит вполне прилично.
Тема обманутых дольщиков сегодня стоит не менее остро. Столичные власти не раз заявляли о том, что «ни одного из них город без жилья не оставит». Могли бы вы еще раз успокоить людей, которые оказались в столь трудной ситуации?
Власти постоянно это заявляют, но столь же постоянно у нас появляются новые обманутые дольщики. Это связано не только с недобросовестными застройщиками, но и со сложной экономической ситуацией, в которую они попадают. В период финансового кризиса многие строительные компании, конечно, чувствовали себя не очень уверенно. Мелкие просто стали разоряться. Поэтому появилась череда новых обманутых вкладчиков. Городу нужно было осмыслить эту ситуацию.
На сегодняшний день мы переговорили со всеми группами обманутых дольщиков, определили программу действий по тому, как им помочь. Я считаю, что сейчас у нас нет ни одной проблемы в этом смысле, которая бы не решалась. Но в то же время мы понимаем: скорее всего, у нас возникнут аналогичные истории после присоединения к Москве новых территорий. Это отдельная тема. Но, безусловно, мы будем с ней работать и окажем людям необходимое содействие.
Год вашей работы в столице дал повод говорить о создании новой системы управления города как основы развития Москвы. В чем, по-вашему, состоит эта новая концепция? Какие компоненты она включает в себя?
Прежде всего удалось сгруппировать все городские проблемы, вместе с москвичами выстроить систему приоритетов, сконцентрировать усилия и ресурсы на программах по развитию образования, здравоохранения, транспорта. Определили в этих областях цели, задачи, подкрепили финансированием. Немаловажно также в дальнейшем стимулировать граждан в управлении городом. Вы знаете, что в столице уже создан ряд информационных ресурсов, с помощью которых горожане могут контролировать выполнение работ, оценивать качество услуг. Я думаю, что это ключевое направление.
Во-вторых, надо системно заниматься кадровой политикой. Причем не только на уровне городских топ-менеджеров, но и на уровне префектур. Важно ведь, как люди выполняют свои обязанности.
В-третьих, мы сейчас максимально сконцентрировали функции на уровне правительства Москвы, чтобы понять, что происходит, чтобы найти оптимальные пути решения насущных задач. Но на втором этапе будет необходим обратный процесс передачи максимального числа функций на уровень префектур и управ. Потому что все решать из центра - неэффективно.
Раз уж мы заговорили о максимальной открытости власти при помощи новых информационных технологий, нельзя не упомянуть идею действующего премьер-министра страны о референдумной демократии, о необходимости обсуждения на самом высоком уровне инициатив, которые собрали бы в Интернете не менее 100 тысяч подписей. Какие инициативы собрали бы такую общественную поддержку в столице?
У нас огромный, 12-миллионный, город, а потому фактически все инициативы так или иначе собирают такую масштабную поддержку. Любая острая проблема вызывает бурное обсуждение. Поэтому мы должны научиться работать с этим материалом, научиться его модерировать, структурировать. Мы уже открыли наш call-центр, который собирает и анализирует мнения горожан.
Работает портал «Наш город», который будет постоянно развиваться. И в дальнейшем мы будем создавать такие открытые площадки для обсуждения в каждом департаменте.
Москва расширяет свои границы. И среди новых приобретений можно выделить научный центр «Сколково». Что этот центр может дать столице и с точки зрения научных прорывов, и имиджа, и, видимо, налоговых сборов, раз там собираются конвертировать знания в деньги?
Для Москвы это огромное приобретение, поскольку по числу научных кадров, академических и прикладных научных институтов нашей столице мало равных.
Другое дело, насколько они эффективны, насколько известны. Ведь есть примеры, когда небольшие города, сделав буквально на три копейки, настолько себя распиаривают, что создается впечатление — там просто центр мира. Москва в этом плане отстает. Поэтому «Сколково» — это возможность высветить весь научный потенциал, который есть в городе. С другой стороны, в «Сколкове» отрабатывается технология финансирования, поддержки научных разработок. Поэтому неудивительно, что среди резидентов центра сотни москвичей. «Сколково» превращается в центр любой инновационной деятельности, в которую втягиваются наши ведущие университеты, опытная профессура и молодые ученые. У нас много талантливых изобретателей, но мало внедрений. А без внедрения нет доходов, новых налогов.
Как мы уже сказали, в скором времени Москва прирастет новыми территориями. Планируется, что на них переедет чиновничий аппарат. Как будут использоваться освободившиеся площади в центре города?
Главное, чтобы там не было офисов. Иначе мы просто поменяем шило на мыло. Думаю, нужно делать апартаменты, гостиницы. В первую очередь для того, чтобы снизить количество рабочих мест в центре, соответственно, снизить и транспортные потоки, а значит, и разгрузить эту часть города.
Кстати, планирует ли город строить отели эконом-класса? Цены в московских гостиницах, согласитесь, довольно велики.
Москва, конечно, будет помогать развитию гостиничного хозяйства всех форматов, которые востребованы на рынке. Я говорю об отелях и в дорогом сегменте, и в среднем, и относительно недорогом. Для этого в рамках генплана разрабатывается отраслевая схема развития гостиничного хозяйства. Здесь либо будет выделяться земля, либо мы просто будем разрешать строить там, где город считает это целесообразным.
Между тем уже в этом году работает в три раза больше гостиниц по сравнению с годом прошлым. И лично я считаю, что это одно из перспективных направлений для инвестиций.
В Москву приезжают социально активные люди, заинтересованные в том, чтобы строить карьеру именно здесь. Но все натыкаются на одну и ту же проблему — высокая стоимость арендного жилья. Планируете ли вы увеличивать количество тех же доходных домов? Вообще, может ли власть влиять на рынок аренды?
Это сложно. Я имею в виду, сложно обмануть рынок. Да, мы можем понастроить доходных домов. И, к слову, делаем это. Но нужно понимать: если ты что-то отдаешь по менее высокой цене относительно рынка, то тут же получаешь перекупщиков, которые на черном рынке это быстро перепродадут, а разницу положат себе в карман. Вот сейчас сложилась такая ситуация. Департамент имущества выставляет на торги по аренде объекты, чтобы там появились социальные магазины, бытовые услуги и так далее. В результате приходят те, кто в этих помещениях вообще не собирается ничего открывать. Просто перепродают втридорога, и на этом все заканчивается.
Еще раз подчеркну: это далеко не простая задача. Но знаете, у нас десятки, если не сотни тысяч квартир в городе пустуют вовсе. Они не заселяются и не сдаются в аренду. Для владельцев эта площадь нечто вроде инвестиционных вложений, что называется, на черный день. Здесь надо подумать, как стимулировать людей, чтобы они не держали эти квартиры под замком, а именно вводили в оборот, в аренду. Для этого требуются определенные законодательные решения, о которых мы сейчас думаем. На мой взгляд, этот ресурс позволил бы снизить ставку.
Понятно, что у мэра душа болит за все, что происходит в городе. И все-таки: какая отрасль или какой вопрос у Сергея Собянина сегодня вызывает наибольшее беспокойство?
Сегодня на улице холодно, поэтому я волнуюсь за тепло (улыбается). Когда настанет лето, меня будет волновать благоустройство города. Дальше? Выходишь на улицу, видишь, какая там транспортная ситуация, — волнует этот вопрос. Заходишь в городскую больницу и видишь там плохое оборудование, некачественное обслуживание — болеешь за развитие здравоохранения. Понимаете? Приезжаешь в школу, хочется, чтобы они были красивыми, обустроенными, учителя получали хорошую зарплату, а ученики — качественное образование... Наш город большой. И хочу я чем-то заниматься или нет, я просто должен посвящать себя всем тем проблемам, которые волнуют москвичей. И буду.
Последний вопрос. Москва неоднократно награждалась эпитетами, часто приходится слышать лестное определение «образцовая». Помните, конечно, лозунг «Образцовый коммунистический город». А к какому образцу Москва должна сейчас стремиться?
Все говорят, что Москва очень красивый город, но в то же время жесткий, динамичный. И хотелось бы его сделать помягче, подобрее, менее агрессивным. Городом комфортным и удобным.
Авторы: Михаил Щипанов, Михаил Харламов
Источник:
Источник: Вечерняя Москва
Количество показов: