В ближайшие три года в московском метро должно появиться 24 километра новых линий и 13 станций. Правда, планы метростроевцев, которые должны были сбыться лет десять назад, могут провалиться из-за отсутствия и денег, и достаточного количества свободных энергомощностей. Ни московские власти, ни столичные энергетики не готовы выделять затребованные метрополитеном ресурсы.
Вчера московское правительство рассмотрело и в целом одобрило План метростроения в Москве на период 2007- 2009 годов. Согласно документу, в 2007 году предполагается достроить участок Люблинско-Дмитровской линии от станции "Чкаловская" через "Сретенский бульвар" до станции "Трубная" (с пересадкой на станции "Цветной бульвар"). А до 2009 года в строй должны быть введены еще две станции этой линии - "Достоевская" и "Марьина роща".
Также будет сформирован новый крупный пересадочный узел на станциях "Тургеневская", "Чистые пруды" и "Сретенский бульвар". Он позволит повысить работоспособность Люблинско-Дмитровской линии и разгрузить Таганско-Краснопресненскую на станциях "Выхино", "Рязанский проспект" и "Текстильщики". Предполагается, что часть пассажиропотока с южной части этой линии перейдет на Люблинскую, которая получит пересадки на шесть веток против нынешних трех.
Еще больше облегчить жизнь жителям Юго-Восточного округа могло бы строительство ветки от станции "Выхино" в район Жулебино.
Однако эти планы, также обсуждавшиеся на правительстве, на корню зарубил председательствовавший на заседании исполняющий обязанности мэра Юрий Росляк, заявив, что Таганско-Краснопресненская линия и так перегружена и что "необходимо рассматривать другие варианты скоростного транспорта".
Зато активно будет развиваться противоположный конец Москвы. На северо-западе на продолжении Арбатско-Покровской линии (вскоре она станет Митинско-Строгинской) в 2007 году планируется построить участки от станции "Парк Победы" до станции "Кунцевская" с одновременным вводом станций "Славянский бульвар" и "Кунцевская". От "Кунцевской" до "Строгино" будет пять станций: действующие платформы Филевской линии "Молодежная" и "Крылатское", а также "Тоннельная", "ТроицеЛыково" и "Строгино". Перегон от "Строгино" до "Волоколамской" планируется ввести в строй в 2009 году, а от "Волоколамской" до станции "Митино" - годом спустя.
Сроки ввода этих станций, запланированных еще несколько десятилетий назад, неоднократно отодвигались. Так, по постановлению правительства Москвы от 24 марта 1993 года, участок "Чкаловская" - "Марьина роща", строительство которого началось в 1991 году, должны ввести в строй в 1998 году, а Строгинско-Митинская линия и станция "Жулебино" - в 2000 году. Постановление от 7 октября 1997 года предусматривало ввод участка до "Марьиной рощи" к 2000 году, а Митинско-Строгинской линии (с электродепо в Митино) и линии в Жулебине - в 2003 году.
Таким образом, первоначальные планы фактически сдвинулись на 10 лет. На Замоскворецкой линии планируется к 2008 году строительство станции "Технопарк". Она будет расположена между "Автозаводской" и "Коломенской". Как отметил на заседании правительства начальник метрополитена Дмитрий Гаев, это связано с освоением территории технопарка "Нагатино-ЗИЛ". Стоит отметить, что это не первый случай строительства станций на действующих перегонах, по такой схеме в 1980-е были сооружены "Шаболовская" и "Тверская".
Гаев также напомнил о планах ввода второго метрокольца. Решение о его строительстве было принято в апреле 2006 года, а завершить мегапроект планируется в 2035 году. "Пересадочный контур - это своеобразное рваное кольцо, которое по мере необходимости будет связывать между собой линии Московского метрополитена",- объяснил Гаев, добавив, что строительство пересадочного контура даст возможность присоединить к существующим линиям метро отдаленные районы Москвы и связать их между собой.
Вопрос о строительстве второй кольцевой линии в Московском метрополитене обсуждается еще с 1970-х годов: он был записан в генплане Москвы 1971 года, а к началу перестройки проект был полностью готов. Однако дело так и не сдвинулось с мертвой точки из-за отсутствия финансирования. В ноябре прошлого года Дмитрий Гаев также сетовал на большую стоимость проекта и малые объемы финансирования из федерального бюджета. Поэтому во вторник Гаев не исключил, что при строительстве второй кольцевой линии будут привлекаться частные инвестиции.
Однако всех этих планов громадье может в одночасье рухнуть под грузом двух основных проблем - нехватки денег и энергии. Как отмечается в материалах к заседанию, в 2007 году на финансирование строительства и проектносметной документации метрополитена планируется выделить 25,5 млрд руб., в 2008 году - 22 млрд руб., в 2009-м - более 35,4 млрд руб. Размер финансового обеспечения смутил временно исполняющего обязанности мэра Москвы Юрия Росляка. По его словам, 2007 год "не обеспечен достаточными ресурсами на реализацию программы". "А уж 35 млрд на 2009 год - это вообще запредельная сумма, которая в данный момент не просчитывается",- заявил Росляк.
После этого и. о. мэра распорядился отправить план метростроевцев на доработку, в процессе которой из него должна получиться полноценная целевая программа.
Однако даже если удастся утрясти финансовый вопрос, проблема энергоснабжения никуда не денется. Хотя, как сообщил пресс-секретарь "Мосэнерго" Василий Захаров, в обсуждении вопросов развития метрополитена участвовали и энергетики. Новые объекты будут означать новую нагрузку на столичные сети.
Как справится с ней энергосистема Москвы, уже сейчас испытывающая дефицит энергии, неизвестно. А о специальном резервировании мощностей под проект развития метрополитена Захарову "ничего не известно".
Русская недвижимость