В настоящее время инвестиционная привлекательность жилищно-коммунального комплекса очень низка. Без прихода частного бизнеса в сферу жилищно-коммунальных услуг невозможно реформирование этой отрасли. Целью внедрения изменений в законодательные акты должно быть стремление к рентабельности предприятий ЖКХ, переход на адресные субсидии для граждан, а в идеале - ликвидация государственного дотирования отрасли. К такому выводу пришли участники V Всероссийского форума по проблемам ЖКХ "Стратегия развития жилищной и коммунальной сфер Российской Федерации", который проходил недавно в Москве. Позицию власти о переходе к рыночным отношениям в сфере жилищной политики закрепляет новая редакция Жилищного кодекса РФ. В этой редакции жилищный кодекс должен снять ограничения для прихода частного бизнеса в сектор ЖКХ, разграничить долю ответственности управляющих компаний и домовладельцев, снизить инвестиционные риски, а самое главное - уменьшить административное давление и установить здоровые рыночные отношения. Безусловно, административный контроль за деятельностью частного предприятия и качеством предоставляемых услуг, а также защита прав домовладельцев должны оставаться в ведении государственных органов. Реформирование сектора ЖКХ является серьезной проблемой для государства, и как следствие - трудностями в работе отдельно взятого предприятия. О "частных" проблемах в системе ЖКХ и о том, как они укладываются в стратегию развития жилищно-коммунальной сферы, рассказывает генеральный директор управляющей компании "Солярис" Лариса Борисенко. "Развитие рыночной конкуренции в сфере жилищно-коммунальных услуг на сегодняшний день неосуществимо в полной мере, - говорит она - еще велико влияние административных "рычагов" с одной стороны, незнание законов домовладельцами - с другой". Зачастую срабатывает стереотип людей - "если коммерческое, значит, обманут". Но это ступень, которую надо перешагнуть, уйти от предубеждения, что за коммунальные услуги можно не платить вовремя или даже не платить вообще. Рынок жилья в Москве растет колоссальными темпами, появляется все больше качественных, удобных для проживания домов, жилых комплексов. Недвижимость становится выгодным "товаром" для вложения денег. У людей появляется возможность улучшать свои жилищные условия. Однако, приобретая квартиру, не многие задумываются о том, как будет эксплуатироваться их дом, а это очень важный фактор благополучного проживания. Не секрет, что самый красивый и качественный дом при неправильной и непрофессиональной эксплуатации может превратиться в барак. Без наличия "хозяина" в доме эффективная эксплуатация, а именно - предоставление необходимых и желаемых услуг - невозможно. Потребитель имеет право знать, за что он платит и в какой мере эта услуга предоставлена, и нужна ли она ему вообще. Дело в том, что потребности жителей очень разные. К примеру, кому-то нужна ведомственная охрана, а кто-то довольствуется консьержкой. Хочется верить, что в дальнейшем рынок поставит все на свои места. Это лишь вопрос времени. Люди должны понять и поверить, что за деньги должны предоставляться качественные услуги и именно те, которые нужны потребителю. Основной проблемой для предприятий ЖКХ, как и для других отраслей народного хозяйства, остается нехватка квалифицированных кадров. В жилищно-коммунальном секторе это ощущается довольно остро. Отрасль переходит на новый, коммерческий уровень, соответственно, требования к персоналу существенно меняются. Если мы заявляем, что готовы предоставлять качественные услуги, то персонал управляющей компании (инженеры, сантехники, электрики, монтеры) должен иметь высокий уровень квалификации, четко понимать и реализовывать цели компании. При этом должен строго удерживаться баланс "цена-качество". На форуме отмечалось, что в настоящее время отсутствует эффективная нормативная и методологическая база регулирования деятельности предприятий в коммунальном секторе. "Двоякость" законов дает возможность государственным органам трактовать их в удобном для себя понимании. Таким образом, для эксплуатирующих компаний на рынке пока складываются негативные условия для работы. Кроме основных производственных проблем приходится постоянно отстаивать свою правомерность. В законодательной базе четко не отрегулированы сферы ответственности управляющей компании и домовладельца за эксплуатируемое имущество, не разработаны действенные меры воздействия на домовладельцев-нарушителей, которые, например, производят незаконные перепланировки квартир или не оплачивают коммунальные платежи. При проектировании и строительстве новых домов, - считает Л.Борисенко, - обязательным требованием нужно ввести автономное обеспечение инженерными системами каждой квартиры. Чтобы при входе в каждую квартиру были установлены счетчики горячей, холодной воды, тепло- и газоснабжения, электричества. Домовладелец вправе решать, когда и сколько энергоресурсов он затратит. Одновременно это будет незаменимым рычагом воздействия на злостных неплательщиков. При существующей схеме оплаты услуг из-за неплательщиков страдает весь дом - это несправедливо. Если потребитель заплатил - он имеет право получить в свою квартиру и тепло, и газ, и воду, и свет. Одновременно такие условия послужат толчком для повышения сознательности потребителей по оплате услуг предприятий ЖКХ. Основные задачи жилищно-коммунальной реформы должны заключаться в повышении качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг за счет развития экономических отношений в отрасли, открытия рынка этих услуг для частного бизнеса. Процесс перехода на новый тип работы достаточно сложен как для государства, частных структур, так и для самого населения. И если государство еще на пути к созданию условий для существования частного сектора в ЖКХ, то сами управляющие компании четко знают приоритеты своей деятельности "Прежде всего, это увеличение срока эксплуатации жилого и нежилого фонда, и качество предоставляемых нами услуг. Человек должен получить услугу, за которую он заплатил, - говорит Л.Борисенко, - это наша основная задача".

Источник: Русская Недвижимость

29.03.2004 21:00