Дольше всего объявления о продаже активны в Краснодаре, Волгограде и Красноярске, а быстрее всего уходят из экспозиции квартиры в Москве, Самаре и Екатеринбурге. На самые значительные дисконты готовы продавцы квартир из Перми, Челябинска, Краснодара и Новосибирска.

По данным сервиса Яндекс Недвижимость, в январе - октябре 2024 года срок экспозиции квартир на вторичном рынке в городах-миллионниках вырос на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В среднем по мегаполисам объявление о продаже квартиры на вторичном рынке является активным 74 дня, а годом ранее этот срок составлял 55 дней. За это время значительнее всего снижают цену в объявлении продавцы из Перми, Челябинска, Краснодара и Новосибирска.

Яндекс Недвижимость также оценила долю объявлений, в которых собственники стали снижать цены за последний год. По этому показателю лидером среди российских мегаполисом стал Челябинск, где за год количество предложений со скидками стало появляться чаще на 17,4%. На втором месте оказалась Пермь, где доля объявлений со скидками выросла на 11,7%, на третьем - Омск, где количество объявлений с дисконтами увеличилось на 11,3%. Минимальный рост количества предложений со скидками на “вторичке” зафиксирован в Воронеже (+0,3%), Санкт-Петербурге (+1,4%) и Уфе (+2,6%).

Единственными городами, где была зафиксирована динамика противоположная тренду, стали Краснодар и Воронеж. Так, доля объявлений со скидками за год в Краснодаре сократилась на 7,3%. А в Воронеже на фоне увеличения количества объявлений со скидками, также увеличилось и количество предложений, где в процессе экспозиции цена росла. Таких объявлений в городе стало больше на 2% за год. Соответственно, объявлений, где продавец не менял цену, за год в Воронеже стало меньше.

В октябре 2024 года максимальный средний срок экспозиции на “вторичке” зафиксирован в Краснодаре - 93 дня (+48% за год), Волгограде - 88 дней (47% за год) и Красноярске - 86 дней (+65% за год). В столицах срок экспозиции остается ниже среднего по городам-миллионникам. Сегодня в Москве объявления остаются активными 61 день (+8%), а в Санкт-Петербурге 73 дня (+24%).

Уровень скидок, которые готовы предоставить собственники жилья, также увеличился почти во всех российских мегаполисах. Самый большой рост дисконтов произошел в Перми и Челябинске, где в среднем продавцы опускают цену в объявлении на 4,9% и 4,8% соответственно (+1,4% за год в каждом из городов). Второе место поделили Красноярск и Самара, где среднее снижение цены составляет 4,2% и 4% соответственно (+1% за год в каждом из городов), на третьем - Новосибирск, где средние дисконты достигли 4,7% (+0,8% за год). В столицах собственники жилья также стали делать более значительные дисконты в объявлениях за последний год. В Москве сегодня в среднем продавцы снижают цену в объявлении о продаже вторичной квартиры на 3,8% (+0,2% за год) за весь период ее экспозиции, а в Санкт-Петербурге дисконт составит 4% (+0,2% за год).

«Увеличение срока экспозиции квартир на вторичном рынке - довольно закономерное событие, которое прогнозировали все участники рынка, - комментирует Евгений Белокуров, коммерческий директор сервиса Яндекс Недвижимость, - В последние месяцы все чаще были слышны прогнозы про рост скидок от продавцов вторичного жилья на фоне растущих ипотечных ставок. Теперь мы видим подтверждение этого тренда. Хотя сегодня в среднем по российским миллионникам средние размеры скидки находятся в пределах 3-5%, мы считаем, что рост доли продавцов, готовых к дисконтам, продолжится. Важно, что мы говорим лишь о фактической скидке, которая видна в объявлении. При личной встрече продавца и покупателя обсуждаемый размер дисконта может быть выше. И в первую очередь на такое решение собственников влияет увеличение срока жизни объявления, а соответственно и снижение скорости продажи квартиры. Те владельцы недвижимости, для которых важна именно скорость сделки, будут охотнее идти на скидки для реальных покупателей».

Методика расчетов

За основу расчетов взяты данные о медианных сроках экспозиции квартир на вторичном рынке недвижимости сервиса Яндекс Недвижимость в январе-октябре 2023 года в сравнении с январем-октябрем 2024 года, а также изменения цен в уникальных объявлениях за время их экспозиции. Объявление считается уникальным, если не было опубликовано повторно или если его повторная публикация произошла в течение не более 30 дней с момента закрытия объявления. Также в расчетах не учитывались объявления, срок экспозиции которых составлял один день, а также те объявления, которые попадали в статистическую группу “аномалий”: 1% объявлений с самым коротким сроком экспозиции и 1% объявлений с самым длинным сроком экспозиции.

Количество показов: