В 2024 году Благотворительный фонд Владимира Потанина при участии Центра поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» и кинокомпании Red Pepper Film снял фильм «Мануфактура культуры» о проектах-победителях конкурса «Индустриальный эксперимент» по программе «Музей без границ» 2022 года.
Фильм посвящен преображению заброшенных промышленных объектов — бывших заводов и фабрик — в культурные кластеры и творческие пространства в пяти городах России: Калининграде, Самаре, Сысерти, Ярославле и Егорьевске. Главная задача фильма, которую ставила перед собой съемочная группа, — популяризовать успешные постиндустриальные пространства, яркие места притяжения креативного класса, которые гармонично дополняют существующие культурные институции, формируют вокруг себя культурное сообщество и развивают экономику регионов.
По словам генерального директора Фонда Потанина Оксаны Орачевой, фильм «Мануфактура культуры» показывает, благодаря кому сегодня в регионах появляются возрожденные индустриальные объекты. Более того, картина дает возможность комплексно посмотреть не только на феномен индустриального наследия, но и на конкретных людей, которые за ним стоят, — авторов культурных проектов, владельцев и управляющих зданий, музейных сотрудников и экспертов.
Центральные проекты фильма:
«Индустриальное наследие в неиндустриальном регионе: Калининградский вагоностроительный завод в городском пространстве». Андрей Ярцев
Калининградский вагоностроительный завод — один из крупнейших сохранившихся памятников промышленной архитектуры бывшего Кенигсберга. Команда музея «Фридландские ворота» реконструировала кузнечный цех и превратила его в арт-пространство KVZ-space, где проходят выставки и мероприятия экспериментальных форматов в сфере индустриальной музыки и перформативных практик. В рамках фестиваля «Ночь заводов» обновленное пространство посетили больше 2000 человек.
«Ткань города», Ярославль. Юлия Кривцова
Культурный центр Textil занимается исследованием и актуализацией наследия старейшего текстильного предприятия России — Ярославской Большой мануфактуры, сегодня — фабрики «Красный Перекоп». По соседству с действующим текстильным производством идет производство творческое: экспозиция «Музей-Фабрика» исследует тему труда через коллекцию предметов, документов, фотографий, а также голоса и рассказы местных жителей. Эта работа призвана вернуть фабрику жителям города и открыть ее туристам.
«Хлудовские ракушки», Егорьевск, Московская область. Наталия Артемова
Сотрудники Егорьевского историко-художественного музея, много лет занимающиеся изучением династии Хлудовых и промышленного развития края, разрабатывают концепцию освоения городского квартала
Фабрика Хлудовых в Егорьевске начала работать в 1845 году, в советское время стала градообразующим предприятием, а в 1990-е годы закрылась. Сегодня сотрудники Егорьевского историко-художественного музея разрабатывают концепцию освоения городского квартала, вдохновленного историей фабрики Хлудовых, на левом берегу реки Гуслицы. Это интересная туристам фабричная территория напрямую связана с историеи города и англичанами, работавшими здесь в XIX веке. Реализованы 3D-визуализации зданий, создан мультимедийный альбом с результатами исследований. Ведется подготовка проекта экспозиции в одной из башен фабрики — на ее крыше будет создана смотровая площадка.
Музейная экспозиция «История типографии в Самаре». Ольга Малинина
В усадьбе купца Юрина 1907 года постройки, в которой располагается старейший кинотеатр города, готовится к открытию новая экспозиция — она станет частью креативного пространства «Кинариум». Это будет музей истории способов передачи информации: от глиняных табличек и узелкового письма к привычным сегодня типографии и видеопроизводству и дальше — к голограммам, искусственному интеллекту и 3D-биопринтингу.
«Мартен», Сысерть, Свердловская область. Ян Кожан
Мартеновскии цех — один из полуразрушенных корпусов XIX века сысертского Чугуноплавильного, железоделательного завода Турчаниновых-Соломирских — ожил благодаря масштабным культурным событиям: спектаклям, оперным концертам, современным перформансам. Команда проекта стремится привлечь внимание к индустриальному объекту, перезапустив его в качестве креативного кластера. Летом в полуразрушенных помещениях цеха проходят мероприятия фестиваля «Лето на Заводе» и проекта «Сысертский завод-музей», их посетителями стали тысячи сысертчан и гостей города. В музее обновлена экспозиция, построена будка для записи воспоминаний и регулярно проходят встречи работников бывшего завода.
«Ревитализацией считается работа с физическим объектом. С заводом же происходит еще и ревитализация смыслов и сценариев. Когда-то завод развивал производство вокруг. Сейчас, даже будучи невосстановленным, он развивает вокруг себя территорию, притягивает инвесторов, позволяет в историческом центре открывать сервисы, ширить сообщество. Жизнь бьет ключом», — прокомментировал сооснователь кластера «На Заводе» в Сысерти Илья Орлов-Бунин.
Компания: Правила Общения коммуникационное агентство
Количество показов: