Андрей Ковалев, собственник ГК “ЭКООФИС”, комментируя итоги 2017 года для рынка коммерческой недвижимости Москвы, выделяет несколько ключевых моментов.
1. 2017 год оказался отмечен снижением доли вакантных площадей. Основными причинами такой ситуации стали продолжающееся сокращение темпов ввода во всех сегментах рынка в последние три года, а также постепенное восстановление спроса, которое особенно заметно стало именно в 2017-м. Спрос вернулся даже на офисы А-класса, а торговые объекты с близкой к 100% заполняемостью есть в целом ряде округов столицы. Уровень вакантных площадей на рынке офисов, складов и торговых помещений сейчас рекордно низкий за период как минимум с конца 2013 года. По прогнозам ГК “ЭКООФИС”, в 2018 году рынок продолжит тенденцию к снижению уровня вакантных площадей — на 1-2% в зависимости от сегмента. Вероятнее всего, год окажется отмечен также осторожным ростом ставок (до 5-10%) во всех сегментах рынка.
2. На офисном рынке вырос спрос на “гибкие” офисы, коворкинги, аренду отдельных рабочих мест и переговорных, в том числе почасовую. Параллельно все более заметными в структуре арендаторов становятся самозанятые граждане — фрилансеры. Такой спрос вырос за год, по статистике обращений в ГК “ЭКООФИС”, более чем на треть.
3. Несмотря на очевидную стабилизацию основных показателей, рынок торговой недвижимости продолжает определяться текущей экономической ситуацией и обусловленным ей низким уровнем платежеспособности населения. Это приводит, в частности, к увеличению развлекательно-досуговой составляющей в ТЦ. Особенно перспективен формат, объединяющий гастрономию и развлечения — оба направления очень популярны сейчас у посетителей всех возрастов, это отличная доступная альтернатива городским ресторанам и концертным площадкам. Мы, например, приняли решение об открытии в 2018 году масштабной площадки “Подсолнухи ART&Food” на 7000 кв м — и набор арендаторов идет весьма стремительно, думаю, к февралю будем вводить лист ожидания.
4. Развитие системы городского транспорта положительно сказалось на трафике торговых объектов. В частности, именно в 2017 году рынок в полной мере ощутил эффект открытия Московского центрального кольца. Если в первые месяцы после запуска МЦК трафик расположенных поблизости торговых объектов вырос лишь на 35-40%, то в 2017-м фиксировался уже рост в 2 и более раз. В нашем ТЦ “Подсолнухи”, на территории которого находится открытая в прошлом году станция МЦК “Бульвар Рокоссовского”, например, за год трафик вырос более чем в 12 раз.
5. Программа реновации вошла в 2017 году в активную фазу. Рынок торговых помещений уже видит рост спроса на помещения до 100 кв.м в районах, которые вошли в программу реновации. По статистике ГК “ЭКООФИС”, например, за последний год спрос на помещения 30-100 кв.м вырос на 30-40%.
Компания: PR-стиль
Количество показов: