По итогам 2020 года в Петербурге действовало 53 коворкинга общей площадью 37,3 тыс. кв. м. (на 25% больше в сравнении с предыдущим годом). Среди крупнейших открытий 2020 года AVENUE PAGE (4 тыс. кв. м) и коворкинг сети «Практик» (2 тыс. кв. м) в общественном пространстве «Линии».

Крупнейшей сделкой в городе стала аренда коворкинга AVENUE PAGE компанией «Почта России» на 200 рабочих мест, в текущем году «Почта России» также арендовала площади под 71 рабочее место в аналогичном коворкинге под собственный IT-хаб, Российско-Германская внешнеторговая палата арендовала 45 мест в «Практике» на Гороховой.

Компания «Практик» реализует наиболее активную экспансию, на ее долю приходится около 40% будущего предложения («Практик Охта» – 3,3 тыс. м², «Практик Гороховая» – 3,2 тыс. м²). Таким образом, Центральный район является лидером в объеме предложения на 2021 год – 36%, на Красногвардейский и Адмиралтейский районы придется по 19%, на Василеостровский – 16%, Петроградский – 6%, Московский – 3%.

Screenshot_3.jpg

Стоимость фиксированного места варьируется от 9500 до 25000 рублей за рабочее место в месяц, аренда нефиксированного места - от 5000 до 10000 рублей за рабочее место в месяц.

Также в Петербурге имеются специализированные коворкинги, где можно арендовать рабочее место с необходимым оборудованием и инструментами: «Время шить» (швейное направление), «Класс труда» (столярное направление), MASTER PLAY (бьюти-направление), есть даже коворкинги для работающих родителей с детьми, за которыми может приглядывать няня.

В 2021 году к запуску планируется более 17 тыс. кв. м. площадей гибких пространств и коворкингов. Таким образом общая площадь коворкингов превысит отметку в 53,0 тыс. кв. м (прирост +46% к 2020). Кроме того, в Санкт-Петербурге в этом году откроются мини-коворкинги в спальных районах.

В текущий момент наблюдается тенденция активной аренды коворкингами свободных площадей в бизнес-центрах, располагающихся в непосредственной близости от метро (например, Rodelen-PAGE, Case и другие). Аналитики отмечают увеличение числа заявок со стороны корпоративных клиентов, которые готовы рассматривать 100-300 рабочих мест, и возросший спрос на гибкие оборудованные площади - более 80% резидентов коворкингов – крупные компании.

В ближайшее время сегмент может вырасти на порядок (например, в Питере все коворкинги займут площадь чуть больше, чем 1% от рынка качественных БЦ класса А и В).

Михаил Тюнин, заместитель генерального директора Knight Frank St Petersburg: «В будущем гибкие пространства могут стать основным форматом на рынке. Как минимум, потому что это более удобно: арендатору предлагается пространство, укомплектованное рабочими местами, с полной отделкой и продуманной логистикой. В любой момент можно заехать, выехать, не расходуя средства на ремонт и обслуживание. А еще – гибкие пространства сильно оживляют бизнес, делая коммуникации более неформальными».

Владимир Дорофеев, исполнительный директор сети коворкингов «Практик»: «Сейчас наступило «оттаивание» офисного рынка после пандемии, в связи с чем, мы отмечаем рост спроса на коворкинги, особенно со стороны крупных арендаторов. Например, «Газпром» арендовал рабочие места в «Практике» на Гороховой. Компании осознают, что в текущей ситуации лучше занимать полностью укомплектованное гибкое офисное пространство с помесячной оплатой, чем обременять себя обязательствами долгосрочной аренды.

В ближайшее время мы запустим новый формат — мини-коворкинги Ofix в жилых комплексах спальных районов. На Комендантском проспекте, на Типанова появятся качественные офисные пространства, которые можно будет арендовать для своих сотрудников. Причем подразумевается, что оплачивать аренду будут не сотрудники, а работодатели, предлагая работу рядом с домом, как дополнительную опцию к соц.пакету. Очевидно, что аренда офиса в центре для всех сотрудников будет стоить дороже, чем небольшой офис в центре и арендованные коворкинги со всей необходимой инфраструктурой в спальных районах.

В будущем, думаю, произойдет сближение форматов классических бизнес-центров и гибких офисных пространств, и будет сложно сказать, что есть офис, а что есть коворкинг. Уже сейчас бизнес-центры, ориентируясь на коворкинги, добавляют на своей территории переговорные комнаты, которые можно арендовать, отдав другие помещения под аренду». 

Количество показов: