Вице-мэр Москвы, руководитель департамента имущества Наталья Сергунина объявила войну коррупции.
По словам главы департамента имущества, из 5 млн. кв. м площадей, которые город сдает, 3 млн. (т.е. около 60%) «занимают арендаторы-льготники, которые пользуются помещениями по минимальной ставке».
Однако власти столицы «начали тотальную инвентаризацию всех договоров, чтобы выяснить, действительно ли льготами пользуются те, кому они предоставлены, или площади сданы в субаренду».
«В Центральном округе уже выявилось немало случаев, когда организация получила от города помещение и платит ему по минимуму, а разницу от платы, которую получает от субарендатора, кладет в карман», – заявила Сергунина в интервью «Российской газете».
Понятно, что не каждой организации по плечу выиграть аукцион на аренду приличного помещения, которое можно тут же без дополнительных вложений сдать в субаренду в несколько раз дороже. Административный ресурс - лучший эвфемизм всех времен и народов для понятия коррупции. И борьба с этим позорным явлением дело благородное.
Пожалуй, даже острее, чем Наталья Сергунина, проблему обозначила ее заместитель Наталья Бочарова (тоже «Российской газете» чуть ранее): «Льгота на арендную плату приводит к сдаче помещений в субаренду по рыночной ставке. Это не поддержка малого и среднего предпринимательства, а паразитирование на городском и государственном имуществе».
Впрочем, мэр Москвы уже принимал решение об отмене льготных ставок. По его словам, «такая мера позволит ограничить рост опасного для города класса «рантье», а также уменьшить задолженность со стороны льготных категорий арендаторов». В целом же, успокоил арендаторов мэр, «льготы для почти 30% арендаторов в столице сохранятся», причем потери доходов от арендной платы в Москве за год превысили 2 млрд. рублей. Правда, мэр говорил это в 2004 году, и этот мэр был Юрий Лужков.
А предшественник Натальи Сергуниной на посту руководителя департамента имущества Владимир Силкин в интервью все той же «Российской газете» в 2007 году подтвердил, что 57% принадлежащих городу и сдающихся в аренду помещений, сдаются по льготным ставкам. И признал, что потерпел поражение в борьбе со льготами: «Льготы непобедимы. Пока удалось их лишить разве что несколько ГУПов, выполняющих городские заказы и тем самым уже получивших преференцию от города. Это лишь одна из 18 категорий организаций, имеющих право арендовать помещения со скидкой».
Но тут же поправился: «Но обманывать себя столица больше не позволяет. Каждая организация подвергается обязательной проверке, как именно используются полученные помещения. Особенно жестко город стал относиться к тем, кто, получив помещения за копейки, сдает их в субаренду, превращаясь в так называемых рантье за чужой счет».
Интересно, что в том же году вице-мэр Юрий Росляк сетовал на то, что арендные платежи со сдаваемой в аренду городской собственности дают городскому бюджету не более 3% и столько же отнимают на обслуживании и управлении. Росляк не объяснил, почему чиновники предпочитают страдать, но не желают передать, например, первые и цокольные этажи, например, ТСЖ.
А в 2009-м Силкин и Росляк жаловались вместе. Росляк: «Мы им даем льготную ставку в 1000 рублей, а они здесь же «вешают ценник» в 1000 баксов. Поглядите, по словам Силкина, 150 организаций требуют 200 тыс. кв.м. Это по 1300 кв.м. на компанию! Все эти «льготы» от коррупции никак не очистить». Золотые слова. Вот и новая администрация жалуется...
Что же касается ТСЖ, то здесь и при новой администрации революции не предвидится. В марте этого года глава департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Андрей Цыбин лишь пообещал, что власти передадут из городской собственности в общую собственность владельцев помещений в жилых домах чердаки и подвалы. Тоже, конечно, неплохо, если жильцам удастся договориться, получить разрешение на строительство мансарды и оборудовать там зал для собраний, детскую игровую комнату, тренажерный зал, зимний сад и т.п.
Чтобы жизнь не казалась сахаром, к этому «счастью» будет приложен «довесок» в виде помещений, «в которых размещено инженерное оборудование, являющееся системами жизнеобеспечения дома, но которые ранее были оформлены в городскую собственность»... «и заняты арендаторами». Которые будут изгнаны.
А вот первых этажей, которые помогли даже бедным американским кондоминиумам постепенно вывести свои районы из состояния трущоб, наши ТСЖ пока не заслужили. До формулировки американских законов о кондоминиумах: «Границы собственности, установленные по поверхности земли, распространяются вглубь до центра Земли и вверх до верхних слоев атмосферы», нашему Жилищному кодексу так же далеко, как до центра Земли и верхних слоев атмосферы.
Да, ситуация гораздо сложнее. Городу принадлежат не только первые и цокольные этажи, но и отдельные объекты с большими площадями. Любому муниципалитету выгоднее, если у него сданы все площади под аренду по относительно низкой цене, чем ситуация, когда часть сдана по высокой, а часть стоит без арендатора. Поэтому выгоден (и без всякой коррупционной составляющей) крупный арендатор, своеобразный управляющий объектом.
Управляющий, который сможет оптимально разбить и распределить площади объекта, среди прочего принимая в учет планы субарендаторов по развитию и т.д. В конце концов, вакантная площадь для собственных нужд может оказаться слишком большой, но в данном объекте меньших площадей нет, поэтому приходится арендовать с учетом возможности сдать лишние площади в субаренду.
Чиновник – плохой собственник. Но взять и распродать тоже сомнительный выход. В наших конкретных реалиях предложение Мосгордумы упростить процедуру и условия приватизации госимущества малыми и средними предприятиями также может оказаться контрпродуктивным.
«Предлагаемые изменения, на мой взгляд, могут привести только к тому, что все площади в Москве выкупят не малые предприниматели, а «дочки» «клановых корпораций», – считает гендиректор Международного фонда «Содействие предпринимательству» Андрей Бунич. – В итоге они приберут к рукам весь город, поделят его пополам, и будут потом предоставлять малому бизнесу помещения в аренду по огромным ставкам».
Аренда, допускающая субаренду необходима. Вопрос в создании условий, не допускающих злоупотреблений. Злоупотреблений, которые почти всегда, почти везде питаются «льготами».
И вот одно интересное несоответствие.
В помощники в своем благородном деле покончить со злоупотреблениями в аренде, департамент имущества пригласил общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», у которой, как признала Сергунина, «было больше всего нареканий к работе властей с малым бизнесом». Уже подобрали 8 объектов, 12 июня они будут выставлены на аукцион. До конца года будут выставлены еще 30 помещений в аренду.
«Те, кто выиграет конкурсы, должны будут открыть недорогие продуктовые магазины, – пояснила Сергунина. – Город же обременит их договорами, четко прописав условия аренды. Например, если через какое-то время они снова попытаются превратить их в бутики и ювелирные магазины, как в середине 90-х годов, правительство Москвы имеет право пересмотреть ставку аренды (сейчас она минимальная – 1800 рублей за квадратный метр в год) или даже расторгнуть договор».
А портал «ОПОРЫ» сообщает нечто другое: «12 июля Московское отделение ОПОРЫ РОССИИ совместно с Департаментом имущества города Москвы проведет аукцион на право заключения договора аренды на нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне города Москвы, для субъектов малого и среднего предпринимательства. Договор аренды будет заключен на 5 лет, стартовая ставка на аукционе составит 1 800 рублей за 1 м. кв. в год. Величина повышения начальной цены договора, или «шаг аукциона», – 90 рублей».
То ли чиновник – ну совсем плохой собственник. То ли департамент имущества и «ОПОРА» по-разному трактуют достигнутые договоренности. То ли департамент вот так решил, наконец, покончить с льготами, но глава департамента почему-то решила не акцентировать этого в ходе интервью. Посмотрим, по какой цене будут выиграны лоты. 1890 руб. за кв.м? 1980? 2070?
Альберт Акопян
Количество показов: