Название этой заметки почти повторяет название заметки четырехмесячной давности. Но в качестве исключения – можно: оно самое подходящее.
Замечательная новость. Союзмультфильм в ближайшее время переедет. «Студия занимает помещение и территорию храма Николая Угодника, которые вернули Русской православной церкви», - сообщил в пятницу агентству Интерфакс генеральный директор киностудии Николай Маковский. – Министерство экономического развития предложило студии два здания. Нам эти здания подходят».
Действительно, практически всё здание киностудии – это храм Николая Чудотворца в Новой слободе, одна из трех последних церквей XVII века в центре Москвы. Всё здание, кроме фасада, замуровавшего примерно 1/6 часть церкви. Спрятавшись за высоким фасадом-«забором», уцелела и прекрасная шатровая колокольня, в которой еще недавно находился склад коробочек для диафильмов (помните о таких?).
Свою версию, объясняющую «музейно-мавзолейную нашлёпку» фасада киностудии нам ранее рассказывал архитектор Михаил Филиппов: «История почти мистическая. Дело в том, что это здание строилось отнюдь не как студия Союзмультфильма. Исследование, которое мы провели вместе с известным реставратором Борисом Пастернаком, определило то, о чем я догадывался с самого начала: киностудия располагается в стенах здания, которое предназначалось под легендарный московский музей религии и атеизма. Инициатива принадлежала Бонч-Бруевичу [Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич (1873-1955) — советский партийный и государственный деятель, историк, этнограф, писатель]. Здание было достроено в 1940 году. Но музей в нем так и не открылся, потому что завершение строительства совпало с прекращением практики воинствующего атеизма сталинской администрации. Война. Кстати, Бонч-Бруевич сразу после войны стал директором Музея истории религии и атеизма АН СССР, но в Ленинграде. Ну, а московское здание отдали Союзмультфильму».
Михаил Филиппов объяснил, на чем основывались догадки. Архитектура фасада довольно строгая, именно музейная. Существует несколько научных реконструкций Мусейона — александрийского храма и школы, поищите и сравните со зданием на Долгоруковской, 25. Есть кое-какие документы, а главное, есть ответ на вопрос, почему церковь была не разрушена, а замурована в новое здание: она должна была стать главным залом музея.
Да, само здание-фасад киностудии – неплохой образец архитектуры сталинского времени. Однако архитектор уверен: «Безусловно, его надо снести и восстановить церковь Николая Чудотворца XVII века. Тем более это технически очень легко: сохранились фотографии и обмеры, а также сами стены».
Говорят, что в стенах этого здания снимали «Ну, погоди!». На самом деле здесь хранились фонды киностудии. Сообщается, что одно из зданий, предложенных Союзмультфильму, нуждается в ремонте. Но в сентябре прошлого года правительства выделило киностудии 6 млн. руб. на противоаварийные и ремонтные работы. Наверное, эти деньги можно было бы отправить на обустройство нового здания. Ведь церковь нуждается в научной реставрации – это другие работы.
К чести директора Николая Маковского, руководств киностудии давно было готово к компромиссу: «Если имущественный вопрос решается таким образом, что они нас переводят в эквивалентное здание в адекватном радиусе, это вопрос мог быть быстро решен, и современное оборудование без труда можно было бы перевезти».
Николай, Чудотворец, Никола Угодник, Николай Мирликийский, Святитель Николай – самый почитаемый святой Русской православной церкви. Покровитель купцов, моряков, всех, кто в пути, миротворцев, оклеветанных. И детей.
Альберт Акопян
_
Количество показов: