АВТОР: Екатерина САХАРОВА
В большинстве высококлассных проектов девелоперы в обязательном порядке предусматривают устройство газонов и цветников, посадку деревьев и кустарников, установку скамеек. По данным начальника отдела оценки компании Sminex Святослава Куланина, собственная благоустроенная территория есть в 86% домов премиум- и элитного классов в Москве. В среднем доля озеленения в проектах составляет около 20% общей площади участка.
Сколько дать зелени
Повышение требовательности покупателей к продукту и рост конкуренции между девелоперами привели к тому, что застройщики в последние несколько лет пересмотрели подход к благоустройству дворовой территории. «Если раньше озеленение даже в элитном сегменте ограничивалось высаживанием туй вдоль забора, то сейчас концепции дворовых пространств разрабатывают профессионалы высокого уровня, которые создают комплексные пространственные решения и детально продумывают их наполнение и функционал», — говорит Святослав Куланин.
Сейчас, по данным Sminex, из 79 проектов премиум- и элитного классов в 42 предусмотрены зоны отдыха, в 38 проектах есть детские площадки, 14 включают зоны workout, 11 проектов имеют сад на стилобате или на кровле. Все чаще используются водные декоративные сооружения, оригинальные фонтаны и ручейки на территории. Например, в семи проектах установлены фонтаны и еще в семи есть водоемы. В элитных новостройках встречаются самые оригинальные форматы озеленения — такие как оранжереи, перголы и зеленые подиумы. Некоторые девелоперы создают искусственные возвышенности, занимаются озеленением стен соседствующих зданий.
К сожалению, в высоком сегменте московского рынка новостроек не всегда есть возможность озеленить прилегающую к жилому комплексу территорию. Связано это с тем, что значительная часть проектов премиум- и элитного классов относятся к точечной застройке, поясняют эксперты компании «Метриум». Вдобавок такие объекты возводятся преимущественно в центре столицы, где практически не осталось крупных площадок. Обязательными для жилья зелеными насаждениями можно назвать газон, цветы и кустарники. Деревья не входят в этот список, так как не всегда есть возможность посадить крупномеры — в том случае, например, если помещения, находящиеся под землей, превышают видимую часть дома.
«Как правило, участки ограничены уже существующей застройкой и девелоперу просто негде реализовать озеленение. К примеру, не у всех у домов в районе «Золотой мили» или Патриарших прудов есть даже полноценная игровая площадка. Безусловно, комплексы с территорией, где можно сделать приватный сад, пользуются повышенным спросом, в данном сегменте их считаное количество, я бы сказала, что это некая точка дифференциации проекта в конкурентной среде, выгодно отличающая его на фоне остальных домов. Но если мы спустимся на класс ниже и посмотрим ситуацию там, то, как правило, ввиду более массовой застройки большего размера участка у застройщика появляется дополнительная возможность для реализации благоустройства на территории для привлечения еще большего числа покупателей», — комментирует руководитель департамента продаж девелоперской компании Glincom Кристина Дудко.
Чего хотят покупатели
Эксперты сходятся во мнении, что покупателям важно иметь хотя бы небольшую, но закрытую охраняемую территорию, «зеленый оазис». «Клиент обращает внимание не только на внешний вид двора, но и на функционал — предусмотрены ли зоны для отдыха, детская площадка. По данным наших исследований, для некоторых клиентов отсутствие зеленого двора в совокупности с другими характеристиками может стать поводом отказаться от покупки недвижимости в проекте», — рассказывает Святослав Куланин.
В компании «Донстрой» отмечают, что благоустройство внутренней территории проекта важно для покупателей квартир в любом сегменте недвижимости. А после 2020 года, когда закрытые приватные дворы стали для жителей настоящим оазисом в период пандемии, их значимость еще больше возросла.
В Capital Group рассказали о росте интереса к собственным зеленым территориям клубных домов White Khamovniki и «Кутузовский 12», где благоустройство запроектировано и выполнено на стилобатной части домов. В другом проекте девелопера — «Бадаевском» — появится парк на 4 га, а в комплексе небоскребов с квартирами Capital Towers предусмотрен отдельный выход для жителей в парк «Красная Пресня».
Но дело не только в 2020-м: запрос на «больше зелени» формировался давно, а пандемия его лишь в очередной раз подчеркнула. В секторе жилой недвижимости высокого уровня ландшафтный дизайн становится не просто приятным бонусом при покупке квартиры, а обязательным условием выбора. Влияние облагороженной территории на темп и объемы продаж только увеличивается, а стоимость квадратного метра квартиры закономерно растет в проектах с уникальным ландшафтным дизайном, уверяет партнер бюро Blank Architects Лукаш Качмарчик. «Покупатель понимает, что комфорт его жизни не ограничивается стенами квартиры, важен общий подход. Двор виден из окон, через него мы проходим к нашему дому, мы проводим в нем время, пользуясь его инфраструктурой. Хороший ландшафтный дизайн может поднимать наше настроение как пользователей дома, придавать энергию. Поэтому, безусловно, ландшафтный дизайн в элитных проектах сегодня играет весомую роль при выборе жилья», — говорит эксперт.
И чем удивляют девелоперы
При выборе решений для ландшафтного проекта в жилом комплексе концепция существенно зависит от класса и формата жилья. Как рассказали в Capital Group, в домах, рассчитанных прежде всего на семейную аудиторию, фокус внимания архитекторов при благоустройстве смещается на доступность развлечений для детей — это игровые площадки, спортивные комплексы для детей разных возрастов, места для прогулок и велодорожки. В клубных домах, где, как правило, выбирают жилье пары со взрослыми детьми, больший упор в благоустройстве делается на уединенные зеленые зоны, малые архитектурные формы, уникальные растения на территории. Небоскребы, в свою очередь, отличает внутреннее озеленение — для оформления лобби выбирают теплолюбивые растения, фитостены, зеленые дворы создаются на эксплуатируемой кровле.
Как отмечает директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» Анна Раджабова, стоимость жилья напрямую зависит от оформления территории проекта, поэтому застройщики уделяют этому вопросу много сил и времени. При этом она добавляет, что ландшафтный дизайн стоит недешево, но красивые дворы стали нормой на рынке высокобюджетных новостроек, и это необходимые затраты. Застройщики серьезно вкладываются в озеленение, потому что используют его в качестве маркетингового хода. Разбитый на территории жилого комплекса парк может стать особенностью проекта.
Яркий пример — жилой квартал Knightsbridge Private Park, в котором площадь зеленой зоны достигает двух гектаров. Помимо того что деревья, кустарники и клумбы заняли место, на котором могли бы стоять дома, создание частного парка обошлось в круглую сумму. Дорого стоили как ландшафтный дизайн, так и зеленые насаждения, которые были выращены специально. Но в итоге частный парк стал визитной карточкой проекта.
В объектах компании «Донстрой» благоустройством занимаются именитые архбюро, в том числе Wowhaus и Atrium. Например, в «Жизни на Плющихе», по проекту компании Imperial Garden, специализирующейся на эксклюзивных проектах ландшафтной архитектуры, был организован просторный и полностью закрытый от улицы приватный двор площадью 7500 м² — это больше, чем FIFA требует для проведения международных футбольных матчей. Главный акцент — «сухой» фонтан диаметром 8 м с различными режимами работы. Рядом с ним расположена зеленая зона отдыха «патио» с перголами и навесами, выполненными в стиле экодизайна из натуральной лиственницы, удобными скамейками и подвесными качелями-коконами. Отдельное место отведено для пушистой новогодней ели, которую можно будет наряжать в период зимних праздников.
В проекте ландшафта в ЖК «ВТБ Арена», разработанном Вlank Architects, применяется набирающая популярность технология — геопластика рельефа, которая позволила необычным образом зонировать дворы и разбить сад с цветущими деревьями над подземной парковкой. Также проектом предусмотрено внедрение зеленых крыш с использованием высокотехнологичных систем автоматического полива.
Примечательно, что иногда застройщикам удается создать парковую атмосферу, даже не имея необходимого, казалось бы, для этого места. Пример — жилой комплекс «Еропкинский, 16», зажатый между двумя улицами. Даже в таком ограниченном пространстве за счет живой изгороди и вьющегося по стенам дикого винограда удалось создать своеобразный, но самый настоящий сад. Также эксперты отмечают оформление жилого комплекса «Дом на Бурденко».
Проект не отличается большой территорией, но тем не менее застройщику удалось как озеленить дом, так и сделать его более приватным. Для этого были высажены клены с квадратной кроной, ставшие живой изгородью для обитателей второго этажа.
Проект озеленения территории клубного дома премиум-класса Sinatra в Большом Тишинском переулке еще один пример, где застройщик ввиду наличия ограниченной территории старается использовать каждый свободный метр пространства с целью создания максимально возможного количества зеленых зон. Вокруг здания помимо существующих зеленых насаждений было решено не высаживать дополнительные деревья и кустарники, а отдать все пространство под размещение паркинга. Однако на втором этаже комплекса — на расположенной по всему периметру здания эксплуатируемой кровле — разместился практически целый зеленый парк с большим количеством туй, можжевельников, кизильников, спирей, барбарисов, яблонь и гортензий. В итоге апартаменты, расположенные на уровне данной террасы, а также этажом выше, были распроданы в первую очередь.
По словам Лукаша Качмарчика, в среднем на создание сада уходит от 2 до 10% стоимости строительства самого объекта, и это уже, конечно, заложено в цену жилья. А вот дальнейшие расходы, связанные с содержанием сада, оплачивают собственники квартир. Стоимость содержания двора зависит от многих факторов и, как следствие, сильно отличается в зависимости от проекта. Жильцы домов высокого сегмента в прямом смысле этого слова дорого платят за озеленение прилегающей территории. Но частный парк обычно стоит этих денег, и клиенты готовы платить.
МНЕНИЕ АРХИТЕКТОРА
Лукаш Качмарчик, партнер бюро Blank Architects:
«Использованные в ландшафте материалы по своему качеству и характеристикам не должны отличаться по качеству и уровню стоимости от материалов, использованных для фасада дома или его интерьера. Предпочтительно использовать натуральный камень, изделия и детали из металла, такого как кортеновская сталь, алюминий, медь, латунь, а также натуральное дерево ценных пород, которые хорошо выдерживают жесткие погодные условия Москвы и стареют с достоинством.
Особенное внимание в таких проектах уделяется выбору растений, которые подчиняются задумке дизайнера. Здесь могут быть использованы как регулярные стриженые формы, так и «дикие» травы, главное условие — устойчивость в существующих климатических условиях.
Поскольку так много внимания уделяется уникальным характеристикам ландшафта, естественным становится желание продлить время пользования садом за счет тщательно продуманного освещения. Освещение выполняет не только функциональную роль, но так же, как и в интерьере, может создать уникальную атмосферу двора и наполнить его разными смыслами в вечернее время».
МНЕНИЕ ДЕВЕЛОПЕРА
Кристина Дудко, руководитель департамента продаж девелоперской компании Glincom:
«Все, что касается благоустройства и ландшафта, — дорого с точки зрения эксплуатации, но насколько именно, напрямую зависит от сложности реализованного проекта, а также от видов тех насаждений, которые использовались для его реализации. Поэтому важно выбирать позиции не с точки зрения визуальной составляющей, а исходя из условий, в которых им придется существовать. К примеру, такое эффектное дерево, как формованная сосна, выстриженная в виде бонсая, безусловно, придаст статусность проекту, но надо учитывать, что стоимость одной такой позиции при высоте 5 м достигает 2,5 млн руб., а последующий уход за деревом — очень скрупулезная работа (постоянное формование, защита от заморозков и других неблагоприятных метеоусловий). Другое дело, если по проекту озеленение включает классические березы, липы, клены и прочие посадки, адаптированные к нашей местности, — это уже совершенно другой порядок расходов как при покупке, так и при последующем уходе. В целом же для жильцов, по крайней мере в наших проектах, а также в большей части проектов конкурентов, ландшафтный сад, как таковой, не влияет на конечную стоимость обслуживания. Его наличие — это скорее приятный бонус, который, кстати, как показывает практика, создает сильный внутренний импульс к покупке».
Источник: ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ | MАРТ 2021 № 151
Количество показов: