Туристические кластеры в России начали активно развивать лет десять назад, но в полной мере туристический потенциал нашей страны раскрыт еще слабо. Однако начинаний в этом плане немало: в ближайшие несколько лет туризм может стать системообразующей сферой экономики сразу нескольких регионов. Как развивается бизнес и что его сдерживает?
Для государства приоритетными сейчас являются три зоны: полуостров Крым, Дальний Восток и регионы, входящие в Золотое кольцо России. Власти уже приняли решение о выделении более 1 млрд руб. на разработку туристических территориальных проектов, и в первый этап работ были включены именно эти три направления. Однако локаций для развития туристических кластеров в разы больше. Но успешность этих проектов складывается из нескольких факторов, в том числе проработки всех сценариев и ситуаций.
Дикие и домашние
Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что наиболее популярными направлениями среди туристов в нашей стране являются Крым, Краснодарский край, Калининградская область и Карелия. С этими локациями все более-менее понятно: туда удобно добираться, и отдохнуть там можно с комфортом. Образно говоря, это уже давно «одомашненные» территории. Но в России также немало и других «жемчужин», где хотели бы побывать многие соотечественники — озеро Байкал, Алтай, Камчатка, но такой туризм подходит далеко не всем. «Эти направления абсолютно не предназначены для массового посещения из-за полного отсутствия или очень слабого развития инфраструктуры», — объясняет генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects Амир Идиатулин.
Одной из главных причин, тормозящих развитие туристических кластеров в России, по мнению бизнеса, является дорогое финансирование. «Этот сегмент не является высокорентабельным и маржинальным для девелопера. Срок окупаемости таких проектов выходит за горизонт планирования большинства инвесторов (обычно инвестор ждет окупаемости в течение 3–5 лет, а в случае с гостиничными комплексами окупаемость в среднем составляет 10 лет)», — объясняет вице-президент и акционер ГК «РКС Девелопмент» Станислав Сагирян. Для развития туристического направления, как считает Амир Идиатулин, необходима комплексная программа поддержки со стороны властей — государственная стратегия развития направления, предоставление площадок инвесторам на льготных условиях, участие в качестве соинвестора в реализации проектов, льготные налоговые режимы и программы финансирования для частных инвесторов.
Похожего мнения придерживается и партнер-основатель бюро Blank Architects Магда Чихонь, считая при этом формат туристического кластера очень перспективным для нашей страны, поскольку у нас есть все возможности для развития как летнего отдыха, за счет выхода к побережью, так и зимнего ввиду наличия гор. Однако для качественного развития этого направления, по мнению эксперта, должны появиться профильные инвесторы и девелоперы, специализирующиеся на развитии именно курортных гостиничных комплексов и туристических кластеров. «Для этого требуются привлекательные условия для вложений, предоставляемые на государственном уровне. Наиболее активное развитие таких кластеров возможно, конечно, на юге страны, но также перспективу имеют такие заповедные места, как Алтай, столкнувшийся с большим наплывом туристов во время пандемии, и где пока сфера гостеприимства отстает от привычных жителям мегаполисов стандартов. Также, безусловно, невозможно развитие туристических кластеров без отлаженной транспортной системы, что для многих российских регионов, за исключением Краснодарского края, пока еще очень острый вопрос», — перечисляет он.
Хотя госпрограммы, стимулирующие развитие этого сегмента, уже появились. Станислав Сагирян говорит, что сейчас поддерживается строительство гостиничных комплексов в Краснодарском крае. «На данный момент снижена ставка кредитования, и этот кластер начал активно развиваться. Ранее, с высокими ставками кредитования, вложения в такие проекты были экономически невыгодны для инвесторов», — поясняет он.
Формула успеха
Туристический потенциал территории определяется по совокупности природных, историко-культурных, социально-экономических и других факторов. Однако без развития инфраструктуры транспортной (новые дороги, развязки, маршрутный транспорт от аэропорта, вокзала и пр.), гостиничной, развлекательной, ритейла и ресторанов раскрыть его не удастся. Более того, необходимо предусмотреть места проживания для обслуживающего персонала отелей, работников сервисных служб и др. «На территории развитого кластера по примеру европейских проектов должна располагаться не только сопутствующая пляжу инфраструктура в виде прибрежных кафе и ресторанов, но и дополнительные активности для внесезонного отдыха — детские центры и площадки, бассейны с подогревом, ландшафтные парки, теннисные корты, гольф-поля и многое другое. Важно, чтобы на территории были созданы всесезонные спортивные зоны, места для прогулок и тропы для походов, если речь о горном курорте, а на зимних горнолыжных курортах — возможности для быстрого доступа к склонам из лобби отеля и прокату экипировки», — перечисляет Магда Чихонь.
Идеальная ситуация для туристического кластера — круглогодичная работа при полной загрузке объектов, без сезонной просадки. «Потенциальные риски для кластеров — малая заполняемость, сезонные факторы, недовольство со стороны местного населения», — комментирует Амир Идиатулин. В целом, по мнению эксперта, для развития таких проектов необходим комплексный подход — строительство новой инфраструктуры, поддержание уже существующей. «Возможно привлечение частных инвесторов для создания новых объектов. Создание альтернативных видов транспорта — например, канатной дороги, развитие речного и общественного транспорта», — перечисляет он.
Одним словом, при разработке концепции туристического кластера необходимо определить центры притяжения туристов и сбалансировать их потоки. Эксперты говорят, что во избежание очередей количество туристов должно соответствовать суммарной пропускной способности всех объектов, расположенных на территории: гостиниц, ресторанов, кафе, бассейнов, подъемников и т. д. «В последнее время популярно проведение конкурсов на развитие территорий с разработкой мастер-планов. Это комплексная проработка вопроса, четкая программа действий по развитию площадки от команды со специалистами разных направлений, для создания успешно функционирующего туристско-рекреационного кластера, предусматривающая все сценарии и ситуации. Это стратегия устойчивого развития, позволяющая максимально задействовать ресурсы и получить отдачу», — добавляет Амир Идиатулин.
Станислав Сагирян рассказал, как в его компании развивают туристско-рекреационные кластеры. «Сначала мы оцениваем перспективность площадки, затем организуется конкурс идей. Приглашаются инженеры, проектировщики, архитекторы. Им ставится задача, формируется техзадание, какой продукт мы хотим в итоге получить. Далее мы рассматриваем три-четыре предложенные концепции от архитекторов и выбираем ту, которая наиболее точно соответствует нашему представлению о проекте. На выбор влияет то, как автор предложит застраивать участки и использовать их потенциал, как он видит реализацию продукта в локации, насколько предложенная концепция подходит для целевой аудитории проекта. После утверждения концепции мы получаем проектное финансирование и приступаем к строительству», — рассказал он.
И все-таки главное, на чем настаивают игроки рынка, — это инфраструктура. Туристические кластеры станут центром притяжения для туристов в полной мере, когда повысится качество сопутствующей инфраструктуры. Туристический маршрут должен быть от начала и до конца комфортным.
МНЕНИЕ
Андрей ШИШКИН, председатель совета директоров градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект» (разработчик проектов туристско-рекреационных кластеров / ТРК):
Формат туристических кластеров начали активно развивать в стране еще 10 лет назад. В рамках программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» под кластерами подразумевали комплексные инвестиционные проекты по развитию относительно небольших территорий («Хибины» в Мурманской области, «Золотые пески» в Дагестане и т.д.). Сейчас подходы несколько изменились в сторону укрупнения — в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» до 2030 года определено более 11 кластеров, где туризм должен стать системообразующей сферой экономики.
Сегодня туристический потенциал России по сравнению со многими странами Европы раскрыт очень слабо, хотя начинаний в этом плане много: в рамках только одной национальной программы развития Дальнего Востока до 2035 года предусмотрено создание по кластеру в каждом из 11 регионов. В числе проектов с прочной инвестиционной подушкой — 10 ТРК, которыми занимается «ВЭБ Инжиниринг» в партнерстве с Федеральным агентством по туризму, и другие проекты ВЭБа — «Ворота Байкала», «Плещеево озеро».
Самый большой потенциал в плане развития туризма, на мой взгляд, у территорий с богатым культурным и историческим наследием. Например, мы, разрабатывая проект планировки ТРК в Кронштадте, как раз делали упор на историю и уникальность локации. На территории нашей страны есть уголки, которые сочетают в себе памятники архитектуры и красоту природных ландшафтов — к примеру, город Плес на Волге, который в своих картинах прославил Левитан. У России с ее обширными неосвоенными территориями очень большие возможности для экотуризма. Наконец, у нас есть исторически сложившиеся туристические зоны — Крым, курорты Северного Кавказа, требующие приложения дополнительных ресурсов и усилий по раскрытию туристического потенциала.
Главное в кластере — это то, что все объекты должны быть взаимосвязаны и подчинены общей архитектурной концепции. Ведь в ТРК входят объекты рекреационной и культурной направленности — гостиницы, зоны отдыха и развлечений, набережные, точки ретейла и т.д. Поэтому важно раскрыть потенциал участка. К примеру, в концепции ТРК на берегу Плещеева озера наши архитекторы обыграли перепад высот на участке 9–12 м, предложив разместить на возвышенности смотровую площадку, а внизу амфитеатр.
В проектах туристических кластеров важно понимать, что несбалансированность инфраструктуры даже в одном из многочисленных элементов может кардинально ухудшить восприятие курорта с соответствующими имиджевыми и коммерческими потерями. Возьмем для примера горнолыжный курорт. Туристический поток в таких проектах должен быть соотнесен с пропускной способностью подъемников, максимальной вместимостью горнолыжных трасс, емкостью объектов общепита и пр.
ДОСЬЕ ДН
Пять лет назад Постановлением правительства РФ № 534 от 11.06.2016 федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» была дополнена задачей создания туристско-рекреационных кластеров (ТРК) в 17 регионах страны. В частности, новые «точки роста» появятся в республиках: Татарстан (ТРК «Свияжск» и «Великий Булгар»), Марий Эл («Царь-Град»), Коми («Финно-Угорский этнокультурный парк»), Дагестан («Золотые пески» и «Золотые дюны»), Удмуртия («Камский берег»), Карелия («Беломорские петроглифы» и «Южная Карелия»); в областях: Новгородской («Старорусский»), Вологодской («Центральная городская набережная»), Новосибирской («Озерный кластер»), Московской («Русская Палестина»), Мурманской («Хибины»), Брянской («Хрустальный город»), Волгоградской («Территория побед»), Тульской («Русские усадьбы»), Архангельской («Беломорский»); в краях: Краснодарском («Можжевеловая роща») и Забайкальском («Ивано-Арахлейский автотуристский кластер»). Документом особенно подчеркивается, что выделения дополнительных средств из бюджета на создание ТРК не потребуется.
Источник: Dайджест Недвижимости | Июль—Август 2021 № 154
Количество показов: