«Каширский Двор» начал арендную кампанию в строящейся 2-й очереди одноименного торгового центра. Комплекс обещает стать самым большим магазином строительных и отделочных материалов в России. Повлиял ли на планы ритейлеров кризис, как женщины изменили формат ТЦ, специализирующихся на строительстве и ремонте, и что общего у магазинов для детей и DIY, специально для портала RussianRealty.ru рассказывает директор по маркетингу компании «Каширский Двор» Елена Левинина.
- Вы запускаете арендную кампанию строящегося ТК в самый разгар кризиса, когда большинство новых многофункциональных торговых центров открывается полупустыми. Какой процент заполнения планируете на момент открытия?
- Открытие нового объекта в период кризиса не является для нас новой ситуацией. У нас уже был подобный опыт в 2009 году, когда мы запускали 1-ю очередь ТК «Каширский Двор»: перед открытием комплекса у нас было заполнено 97% площадей, а уже через пару месяцев эта цифра достигла 100%. Перед официальным началом арендной кампании во 2-й очереди к нам уже поступило определенное количество заявок, которые покрывают 25% новых площадей. Причем это заявки от тех арендаторов, которые не попали в 1-ю очередь нашего ТК. Сейчас заявки поступают ежедневно, и, можно сказать, мы только начинаем работу с арендаторами, поэтому еще трудно представить общую картину. Более-менее четкое представление мы получим через месяц. Тем не менее, как и в прошлый раз, мы планируем открыться с 90-проценой заполненностью.
- Имея опыт открытия ТЦ на пике общеэкономического спада, можете сравнить прошлый кризис и нынешний, в чем их различие?
- По нашему мнению, прошлый кризис был более-менее предсказуемым. То есть в целом были понятны масштабы бедствия, и что все нормализуется примерно через год. Мы не меняли нашу стратегию развития. С нынешним кризисом все не так ясно и четко - на тенденции в экономике в данном случае влияет множество факторов.
- Проводили ли корректировку ранее намеченной арендной политики в связи с кризисом в строящейся 2-й очереди и функционирующей 1-й?
- Мы считаем, что наша отрасль чувствует себя стабильнее других: по итогам многочисленных опросов и исследований стало ясно, что люди все равно возводят ремонт в ранг своих приоритетных задач. Тем не менее кризис сказался на покупательской активности. В среднем в строительной и мебельной тематике продажи сократились на 30%. Мы не стали проводить корректировку ранее намеченной арендной политики. Арендные ставки в наших объектах аналогичны и останутся на запланированном изначально уровне.
- Сколько арендаторов ушло из ваших торговых объектов за последние полгода?
- На сегодняшний день заполненность 1-й очереди ТК «Каширский Двор» составляет 100%. Конечно, у нас есть ротация арендаторов (кстати, достаточно низкая – менее 1% в год), но она происходит в рамках обычных тенденций. Или же в рамках нашего комплекса арендаторы просто меняют свои торговые точки на большие по размеру. Также у нас есть так называемый лист ожидания: данный список составлен из арендаторов, которые ждут очереди на свободную площадь в нашем ТК.
- Вы заявили, что в рамках 2-й очереди будет осуществлен переход от привычного формата DIY (Do It Yourself – «Сделай сам») к новому GSI (Get Someone In – «Пригласи мастера»), направленному, в основном на женскую аудиторию. Расскажите подробнее, что это за формат, в чем его особенности, почему решили на него перейти. Неужели ремонт перешел в сферу женских интересов?
- На сегодняшний день наблюдается интересная тенденция: до 60% покупателей торговых центров строительных материалов на Западе – это женщины. Российский рынок отстает от западного, так как тот более насыщен. Мы находимся примерно на 6-7-м месте, рядом с Польшей. Неудивительно, что идет постоянное развитие, и мы перенимаем тенденции, главенствующие на Западе. По данным нашей внутренней аналитики, с открытием ТК у нас увеличилось количество покупательниц, так как выбор материалов для обустройства дома (элементов декора интерьера) обычно ложится на женские плечи. Ожидается, что женская доля покупателей будет расти, поэтому 2-ю очередь ТК мы стараемся сделать максимально комфортной и приятной для совершения покупок. Так, мы делаем акцент на новые сервисы, такие как лекции и мастер-классы дизайнеров и архитекторов, тематические выставки, информационные буклеты и т.д., и переходим на новую концепцию «Пригласи мастера»: процесс покупки стройматериалов должен стать простым для всех, вне зависимости, собираетесь ли вы кого-либо привлекать к обустройству интерьера или же хотите все сделать самостоятельно.
- Какие еще новшества планируете внедрить в концепцию ТЦ?
- Изначально планировалось, что 2-я очередь ТК «Каширский Двор» станет многофункциональным комплексом в прямом смысле этого слова. Помимо перехода на новый формат мы планируем реализовать программу «Деловой центр»: для арендаторов будет работать бесплатный Wi-Fi, а также созданы условия для развития мультиканальных продаж. Кроме того, на территории комплекса будут работать бесплатные выставочные и конференц-залы, переговорные комнаты, пространства для проведения мастер-классов и лекций. Мы хотим, чтобы профессиональны отрасли - дизайнеры, архитекторы - и покупатели смогли общаться в удобных для обеих сторон условиях.
- Ваши прогнозы на ближайшее будущее для сферы торговой недвижимости в целом и специализированных ТЦ в частности. В каком направлении будет двигаться рынок?
- На данный момент наблюдается тенденция отложенного спроса, когда к товарам только присматриваются, в свете последних событий люди пытаются сэкономить. Так, например, покупатели класса «премиум» постепенно переходят на «стандарт», а те, кто до этого пользовался товарами из среднего ценового сегмента присматриваются к «эконому». Впрочем, специализированные ТЦ, чувствуют себя лучше многофункциональных. Зона охвата таких комплексов больше: в них присутствуют вещи, за которыми покупатели поедут целенаправленно. Согласно нашим прогнозам, ожидается относительная устойчивость сегментов товаров для детей и DIY (рынок строительных и отделочных материалов).
Количество показов: