С 2020 года девелоперы сокращают предложение апартаментов на рынке новостроек Москвы. Если во II квартале 2020 года доля апартаментов составляла 24%, то во II квартале 2022 года она снизилась до 18%, подсчитали аналитики «Метриум». Особенно эта тенденция проявилась на рынке элитных и премиальных новостроек.
Во II квартале 2022 на рынке новостроек Москвы застройщики продавали 43 тыс. отдельных помещений. Из них к квартирам относились 35,2 тыс., а к апартаментам – 7,8 тыс. Иными словами, доля квартир в продаже составляла 82%, а апартаментов – 18%. В аналогичный период 2020 года соотношение было другим: к апартаментам относились 10,1 тыс. объектов продажи, а к квартирам – 32,1 тыс. или 24% рынка против 76%.
Заметнее всего сократилось предложение апартаментов в элитном и премиальном сегментах рынка новостроек Москвы. Долгие годы апартаменты составляли большую часть объектов продажи в высокобюджетном сегменте.
Так, в элитных комплексах во II квартале 2020 года застройщики продавали 1,4 тыс. апартаментов и почти 600 квартир (70% против 30% рынка). Во II квартале 2022 года предложение апартаментов исчислялось 347 объектами, а квартир – 321. Таким образом, доля апартаментов снизилась до 52%, а квартир увеличилась до 48%.
Похожая тенденция была и в проектах новостроек премиум-класса. Два года назад соотношение квартир и апартаментов в этом сегменте рынка было одинаковым: примерно по 1,3 тыс. квартир и апартаментов (по 50%). Сейчас же на выбор у покупателя 3,6 тыс. квартир и немногим более 950 апартаментов, то есть доля последних сократилась до 21% против 79% у квартир.
«Отношение покупателей в премиальном сегменте к апартаментам несколько меняется, – рассказывает Дмитрий Голев, коммерческий директор Optima Development (девелопер квартала Prime Park). – В целом уровень рисков, в том числе и экономических, растет, поэтому неурегулированный правовой статус апартаментов стал чаще волновать покупателей, которые вкладывают десятки миллионов рублей в приобретение премиальных новостроек. При этом среди клиентов этого сегмента стала более востребованной ипотека, которую получить на апартаменты сложнее и дороже».
В сегменте премиальных и элитных новостроек предложение апартаментов сократилось за два года на 52%, тогда как предложение квартир увеличилось в 2 раза. «В последние два года на рынке премиального жилья большую роль играют инвесторы, которые вкладываются в новостройки, чтобы сохранить капитал, – комментирует Антон Пухов, директор по продажам Regions Development (девелопер ЖК Dream Towers). – С этой точки зрения более понятный и прогнозируемый статус у жилых помещений, для которых сформулированы четкие законодательные нормы в гражданском, жилищном, налоговом и градостроительном праве. У апартаментов, как у объектов инвестиций, это слабая сторона, которые могут отпугивать часть инвесторов».
В новостройках бизнес-класса тенденция к сокращению предложения апартаментов тоже проявилась, но не так ярко, как в «элит» и «премиуме». Во II квартале 2020 года объем предложения апартаментов бизнес-класса составлял 3,9 тыс., а квартир – 13,8 тыс. На долю апартаментов приходились 22% предложения, а квартир – 78%. В аналогичный период текущего года было 3,3 тыс. апартаментов в продаже и 12,8 тыс. квартир (20% против 80%).
В новостройках массового сегмента доля апартаментов за последние два года сократилась существенно. Во II квартале 2020 года застройщики вели продажи 3,6 тыс. апартаментов в этом сегменте рынка и 16,5 тыс. квартир, то есть доля апартаментов составляла 18%, а квартир – 82%. Во II квартале 2022 года предложение апартаментов сократилось до 3,2 тыс. (15% рынка), а квартир – выросло до 18,4 тыс. (85% рынка).
«Поскольку законодательство нелояльно к апартаментам, девелоперы всё реже их строят, – комментирует Надежда Коркка, управляющий партнер компании «Метриум». – Застройщики предпочтут приобрести участок с возможностью строительства жилого комплекса, чем инвестируют в землю, предназначенную для строительство административно-офисных зданий, которые впоследствии чаще всего и превращаются в апартаменты. Именно поэтому предложение квартир в целом растет, а апартаментов – сокращается».
Компания: Метриум Групп
Количество показов: