IT, промышленность и госсектор: как за 20 лет изменился портрет покупателей офисов в объектах редевелопмента

В Москве цели покупки представительских офисов в зданиях, прошедших редевелопмент, значительно изменились за последние 20 лет. В 2000-х компании предпочитали приобретать помещения для ведения арендного бизнеса, сейчас — в основном под собственные нужды.
К такому выводу пришли аналитики West Wind Group, проведя сравнительный анализ ситуации в сфере редевелопмента 20 лет назад и сейчас.
Согласно их данным, с 2022 года на рынке офисной недвижимости растет доля сделок, касающихся покупки помещений под размещение своего офиса. Сейчас их около 70%, остальные 30% приходятся на арендный бизнес. Такое распределение связано с более активным, чем раньше, участием государства в экономической жизни страны.
Соответственно, за 20 лет изменился и портрет клиентов, приобретающих офисы в объектах редевелопмента. В настоящее время покупкой интересуются, как правило, организации из госсектора и те игроки рынка, кто так или иначе связан с выполнением госконтрактов, — строительные, промышленные, IT-компании и т.д.
Для сравнения: в начале 2000-х основными покупателями были «новые бизнесмены», нефтяные компании, банки. Часть купленных зданий или офисов они занимали сами, но значительную долю недвижимости сдавали в аренду.
Сейчас покупка арендного бизнеса в основном актуальна среди тех, кто перешел в офисную недвижимость из других инвестиционных рынков. В частности, с фондового — из-за санкций, повышенных рисков и сложностей с перемещением капиталов в Россию и за рубеж. Также велика доля инвесторов, пришедших с рынка жилой недвижимости — из-за частичной отмены и ужесточения выдачи льготной ипотеки, ограничений по строительству квартир малой площади и других изменений.
«В ближайшие полгода-год мы не ожидаем резких перемен в распределении сделок по покупке и аренде офисов в зданиях после редевелопмента. Ситуация стабилизировалась в течение двух лет после наиболее турбулентных событий, и к концу 2024 года рынок подошел в состоянии равновесия», — отметила Елизавета Ильюхина, руководитель коммерческого департамента West Wind Group.

Компания: Promotion Realty

Количество показов: