Эксперты Циан.Аналитики выяснили, в каком возрасте москвичи чаще всего приобретают квартиры в новостройках и как различаются характеристики приобретаемого жилья у разных поколений.
Методика
Данные по возрасту покупателей получены из выписок ЕГРН. Год рождения указан в значительной части (в половине) выписок. Анализировались сделки за 2021-2024 гг.
Согласно ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации», «молодёжь» - лица в возрасте от 14 до 35 лет включительно.
30% сделок на рынке новостроек Москвы обеспечили молодые покупатели Довольно часто встречается утверждение, что молодёжь больше не покупает недвижимость, а всю жизнь планирует снимать жильё, однако статистикой это не подтверждается. Основной группой, совершающей сделки на рынке новостроек Москвы, являются люди в возрасте от 35 до 44 лет, на них приходится 43% всех ДДУ, что логично с учётом различий в доходах населения в зависимости от этапа развития карьеры. При этом на втором месте группа, относящаяся к молодежи - в возрасте от 25 до 34 лет (25%), а суммарно на молодое поколение приходится 29% всех сделок.
С учётом поправки на численность населения жителей столицы разных возрастов получается, что покупатели в возрасте от 35 до 44 лет все так же лидируют по числу сделок, но с поправкой на объективные поколенческие различия в уровне доходов аналогичные показатели для группы 25-34 лет (т.е. тех, кто относится к молодёжи) сопоставимы с ними.
Количество сделок на рынке новостроек Москвы в зависимости от возраста покупателей в 2023-2024 гг.
Возраст покупателя на момент заключения сделки | Тыс. жителей в Москве (2023 г.) | Сделок в Москве в 2023-2024 гг., штук | Сделок на 1000 жителей |
менее 25 лет | 3 228 | 2 985 | 0,9 |
25-34 | 1 651 | 23 053 | 14,0 |
35-44 | 2 248 | 40 752 | 18,1 |
45-54 | 1 793 | 21 486 | 12,0 |
55-64 | 1 732 | 5 997 | 3,5 |
65 лет и более | 2 452 | 2 275 | 0,9 |
Всего | 13 104 | 96 548 | 7,4 |
Источник: Циан.Аналитика
За последние 3 года на рынке новостроек Москвы доля молодых покупателей в общей структуре сделок, увеличилась: если в 2021 г. на покупателей в возрасте до 35 лет приходилось 17% всех сделок, то в 2024 г. - 29%.
В горизонте 5-10 лет рынок рынок ждут более сложные времена из-за того, что в возраст активных покупателей будет входить относительно малочисленное поколение рождённых в 1990-е гг.
Структура сделок на рынке новостроек Москвы по возрасту покупателей
Возраст покупателя на момент заключения сделки | Год заключения сделки |
2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. (январь - сентябрь) |
менее 25 лет | 1% | 2% | 3% | 4% |
25-34 | 16% | 24% | 24% | 25% |
35-44 | 39% | 42% | 42% | 43% |
45-54 | 27% | 22% | 23% | 20% |
55-64 | 11% | 7% | 6% | 6% |
65 лет и более | 5% | 3% | 2% | 2% |
Всего | 100% | 100% | 100% | 100% |
Источник: Циан.Аналитика
Молодёжь чаще приобретает квартиры за МКАД, чем покупатели других возрастов В 2021-2024 гг. 62% всех квартир в новостройках были приобретены в пределах МКАД, 38% - за пределами (включая Новую Москву).
Среди более молодых покупателей доля сделок в районах за кольцевой автодорогой выше среднего уровня (41-42%), а среди более пожилых - ниже (32-35%). Т.е. молодёжь чаще делает выбор в пользу более доступных локаций. Среди покупателей старших возрастов, напротив, выше среднего уровня доля сделок с квартирами расположенными между в пределах ТТК. Квартира в Новой Москве или в старых районах за МКАД часто является первым приобретением за счёт меньшей стоимости. С возрастом и ростом по карьерной лестнице появляется больше возможностей для покупки недвижимости ближе к центру.
Многие покупатели в возрасте до 25 лет - дети, которым приобрели квартиру родители, поэтому в этой группе выше доля квартир, приобретённых в районах между Садовым кольцом и ТТК, чем в группе от 25 до 34 лет.
Структура сделок на рынке новостроек Москвы по локациям в зависимости от возраста покупателей (за 2021-2024 гг.)
Возраст покупателя на момент заключения сделки | Локация, где приобретена квартира | Всего |
Внутри Садового кольца | Между Садовым кольцом и ТТК | Между ТТК и МКАД | За МКАД |
менее 25 лет | <0,1% | 10% | 49% | 41% | 100% |
25-34 | <0,1% | 8% | 50% | 42% | 100% |
35-44 | <0,1% | 10% | 53% | 37% | 100% |
45-54 | 0,1% | 11% | 52% | 36% | 100% |
55-64 | 0,1% | 13% | 52% | 35% | 100% |
65 лет и более | 0,1% | 13% | 54% | 32% | 100% |
В целом | <0,1% | 10% | 52% | 38% | 100% |
Источник: Циан.Аналитика
До 25 лет - «однушки» и студии, после 25 лет - «однушки» и «двушки»
Самые популярные квартиры на рынке новостроек столицы - «однушки» - на них приходится треть всех сделок. Далее по популярности следуют «двушки», студии, «трёшки» и многокомнатные квартиры.
Среди покупателей в возрасте от 25 до 44 лет популярнее, чем в среднем по рынку, квартиры с 2-я, 3-я и большим числом комнат, а также многокомнатные. Именно в этом возрасте, чаще всего, покупатели создают семьи и заводят детей, поэтому им необходимо более просторное жильё.
У молодёжи младших возрастов (до 25 лет) и пожилых людей реже возникает потребность иметь большую квартиру, поэтому среди наиболее молодых и наиболее «возрастных» покупателей большая доля, чем в целом по рынку, приходится на сделки со студиями и однокомнатными квартирами.
Структура сделок на рынке новостроек Москвы по типам комнатности в зависимости от возраста покупателей (за 2021-2024 гг.)
Возраст покупателя на момент заключения сделки | Количество комнат | Всего |
студия | 1-комн. | 2-комн. | 3-комн. | 4+ -комн. |
менее 25 лет | 23% | 35% | 27% | 12% | 3% | 100% |
25-34 | 18% | 32% | 31% | 15% | 3% | 100% |
35-44 | 22% | 32% | 26% | 16% | 4% | 100% |
45-54 | 26% | 35% | 25% | 12% | 3% | 100% |
55-64 | 26% | 35% | 25% | 11% | 2% | 100% |
65 лет и более | 26% | 34% | 26% | 12% | 3% | 100% |
В целом | 22% | 33% | 27% | 14% | 3% | 100% |
Источник: Циан.Аналитика
«Доля молодых клиентов на рынке новостроек Москвы за последние 3 года увеличилась, что противоречит утверждению о том, что они отказываются от покупки жилья в пользу аренды, – комментирует Елена Лапшина, эксперт Циан.Аналитики. – Молодёжь совершает почти 30% всех сделок на первичном рынке столицы, пусть это и не самые большие квартиры, и в не самых престижных районах».
Компания: ЦИАН
Количество показов: