По данным аналитиков компании «НДВ Супермаркет Недвижимости» и анализу продаж девелоперов «РСТИ» и TOUCH, доля ипотеки при покупке квартир в новостройках бизнес и премиум-классов на текущий момент составляет 22,1%: в бизнес-классе – 36,1%, в премиум-классе – 8,1%. Постепенное снижение доли ипотечных сделок началось летом: в июле за месяц она снизилась на 10,4% и составила 41,4%. В августе падение продолжилось до 31%, в сентябре и октябре доля ипотеки в структуре продаж зафиксировалась на уровне 29,3% и 22,1% соответственно.
Падение уровня рыночных ипотечных сделок стало закономерным ответом на отмену льготной ипотеки с господдержкой, ужесточение условий по семейной ипотеке и начало подъема ключевой ставки. В премиум-сегменте количество ипотечных сделок с января 2024 года снизилось почти на 14,5%, с 22,6% до 8,1%, а бизнес-класс продемонстрировал более существенное падение: с 56,7% до 36,1%. Однако по мнению экспертов, такой показатель ипотеки в целом является средним по сделкам в данном сегменте. Кроме того, заменой ипотеки выступили рассрочки и стопроцентная оплата.
«С отменой льготной ипотеки бизнес-класс не слишком потерял в продажах благодаря высокой доле рассрочки, трейд-ин и стопроцентной оплаты. На сегодняшний день она варьируется от 25% до 33%. Год назад этот показатель составлял не более 5-10%», – говорит Елена Чегодаева, руководитель департамента аналитики и консалтинга компании «НДВ Супермаркет Недвижимости».
По данным компании TOUCH, в их проекте бизнес-класса Champine с лета 2024 года общая доля ипотечных сделок снизилась на 20% и на текущий момент составляет всего 22% в общей доле продаж.
«Если отслеживать динамику сделок в течение этого года, то самые значительные изменения мы наблюдаем с июля. За 4 последних месяца произошла существенная корректировка в структуре сделок. Традиционный лидер – ипотека сместилась на последнее место, а количество сделок с использованием рассрочки и по стопроцентной оплате выросло на 20% и 10% соответственно. На текущий момент почти половина всех продаж совершается по договорам рассрочки. Их доля составляет 44%. Эти изменения мы связываем не только с общерыночными тенденциями в связи с отменой льготной ипотеки, но и ростом строительной готовности нашего проекта. Он сдается уже в конце этого года, и все квартиры мы передаем покупателям с финишной отделкой», – говорит Сергей Шиферсон, управляющий партнер компании Touch.
На фоне ужесточения требований по ипотеке застройщики стали чаще предлагать покупателям новостроек рассрочку. На первичном рынке квартир старой Москвы различные программы рассрочек предлагают порядка 55% застройщиков. Срок предоставления рассрочек колеблется от одного месяца до десяти лет. В ассортименте девелоперов есть программы без удорожания стоимости квадратного метра, без процентов, с низким первым взносом. Один из самых востребованных у покупателей вариантов – без повышения цены, с первым взносом 15% и ежемесячными фиксированными платежами. Остаток суммы необходимо внести за 2 месяца до ввода объекта в эксплуатацию. Также застройщики предоставляют возможность переоформить рассрочку в ипотеку. Рассрочку на квартиру в новостройке уже после ввода ее в эксплуатацию дает ограниченный круг девелоперов. Такая схема не распространена в России. В качестве защиты от рисков девелопер заключает договор рассрочки, по которому будущий владелец квартиры получает ключи от нее, только когда полностью погасит рассрочку. Даже если квартира уже готова.
«В проектах высокого сегмента рассрочка распространена максимально широко и пользуется стабильным спросом. В нашем жилом комплексе премиум-класса ELEVEN доли квартир, приобретенных по стопроцентной оплате и в рассрочку, примерно равны и занимают по 35% от всего объема продаж. Для высокобюджетного сегмента рассрочка – приемлемый и удобный механизм приобретения жилья. Но поскольку договор рассрочки не позволяет клиенту сразу пользоваться новой квартирой, мы предложили клиентам схему аренды с последующим выкупом и уже выходим на первую сделку», – отмечает генеральный директор холдинга «РСТИ» в Москве Алексей Туркин.

Компания: Правила Общения коммуникационное агентство

Количество показов: