В последнее время эксперты рынка недвижимости часто говорят о том, что сезонность перестаёт играть значимую роль на рынке жилой недвижимости. Эксперты Циан.Аналитики выяснили, так ли это, проанализировав распределение сделок на рынке новостроек Москвы в течение года (а также внутри месячных и недельных отрезков). Сезонность уже не играет такой большой роли
До 2019 г. на рынке новостроек Москвы чётко прослеживалась сезонность - меньше всего ДДУ было в 1 квартале, а в 4 квартале проходило более 30% общего числа сделок за год (в результате чего вторая половина года была более активной, чем первая). Традиционно много сделок до 2019 г. заключалось не только в декабре, но и в октябре и ноябре.
В 2019 г. впервые за последние 10 лет первое полугодие оказалось более активным, но в целом между кварталами спрос был распределён достаточно равномерно (26%, 26%, 23% и 25%).
С 2020 г. сезонность уже не является ключевым фактором, определяющим распределение числа сделок в течение года. Большую роль теперь играют внешние факторы, например,
По распределению числа сделок в течение года 2024 г. похож на 2021 г. - на первое полугодие пришлось чуть более половины всех ДДУ за счёт нестандартно высокой доли 2 квартала (тогда тоже шли разговоры о завершении льготной ипотеки). Сезонный спад спроса в январе становится всё менее выраженным
Принято считать, что рынок недвижимости замирает в конце декабря и возвращается к жизни лишь к февралю. Помесячные цифры по числу сделок свидетельствуют, что сезонность на рынке становится всё слабее. В последние годы на один рабочий день в январе приходится примерно столько же продаж, как в среднем за год или даже больше.
В этом году важным драйвером спроса в январе станет перенос выплаты бонусов в крупных компаниях с марта-апреля на декабрь. Это активизирует просмотры карточек в период каникул и более активные просмотры с началом рабочих дней.
Большинство сделок заключается во второй половине месяца со вторника по четверг
Большая часть сделок последние 5 лет проходит во второй половине месяца, причём есть месяца, когда такое распределение повторяется из года в год - в марте, мае, августе, сентябре, ноябре и декабре традиционно с 16 по 30 (31) числа заключается больше ДДУ, чем с 1 по 15 числа. В марте, мае и ноябре роль играют праздничные дни, которые приходятся на первую половину месяца. Похожая ситуация и в сентябре - в первые дни многие заняты не покупкой жилья, а другими делами, связанными с началом учебного года или нового делового сезона. В апреле, напротив, большинство сделок обычно проходит именно в первой половине месяца - во второй половине многие уже заняты подготовкой к майским выходным. В остальные месяцы единого тренда не сформировалось. Доля сделок, прошедших в первой половине месяца (первые 14 дней для февраля, первые 15 дней для всех остальных месяцев)
Источник: Циан.Аналитика
2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. янв
30% 32% 39% 54% 51% фев
49% 53% 51% 51% 47% мар
37% 42% 37% 47% 45% апр
57% 49% 67% 51% 54% май
37% 42% 32% 45% 38% июн
44% 42% 47% 51% 42% июл
40% 61% 56% 43% 62% авг
49% 42% 48% 48% 49% сен
47% 49% 48% 48% 46% окт
48% 51% 51% 47% 45% ноя
48% 45% 33% 49% 49% дек
49% 49% 44% 42%
В декабре спрос смещён на вторую половину месяца сразу по ряду причин: во-первых, действуют предновогодние дисконты, во-вторых, выплачиваются годовые премии, в-третьих, играет роль российский менталитет - важно завершить важные дела до конца года, пусть и в последних числах. Самыми активными днями в месяце в 2020-2023 гг. оказались 27-29 декабря, а всего на последнюю неделю (с 25 по 31 декабря) пришлось в среднем около 27% декабрьских ДДУ.
Распределение сделок по дням недели достаточно равномерное - на каждый рабочий день приходится по 18-22% ДДУ, причём такое соотношение не меняется со временем (и сейчас, и 5 лет назад ситуация схожая). Чуть больше сделок обычно проходит со вторника по четверг, чуть меньше в понедельник и пятницу, но в целом заметных различий нет.
«Полностью отрицать влияние сезонности на распределение числа сделок в течение года неправильно - всё же под конец года активность на рынке по-прежнему традиционно увеличивается. Но роль её, действительно, снижается. Важнее становятся иные водные - отраслевые (действие льготных программ) и внешние (курс рубля, политические события, изменение ключевой ставки ЦБ) факторы, – комментирует Елена Бобровская (Лапшина), эксперт Циан.Аналитика. – Ещё один важный фактор - цифровизация рынка. Всё больше сделок проходит удалённо, что позволяет заключать их в любое время года (раньше, например, спрос был ограничен в летний период, когда многие уезжали в отпуска)»
Компания: ЦИАН
Количество показов: