Массовый отказ застройщиков от отделки в продаваемых квартирах стал одним из главных феноменов уходящего сезона. В некоторых городах-миллионниках жилье с отделкой (как чистовой, так и в формате white box) почти целиком ушло с витрины. Вместе с тем, есть несколько рынков, которые не были затронуты указанным трендом. По данным премии Urban, в Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Казани доля таких объектов осталась на прежнем уровне, а в Перми она и вовсе расширилась более чем на треть.
В последние годы строительные компании последовательно работали над тем, чтобы наращивать долю предложения с отделкой, чему во многом способствовали благоприятные условия по ипотечному кредитованию. На рынках 14 из 16 городов с населением от 1 млн человек доля квартир с чистовой и предчистовой отделкой превышала 50%. В каждом втором случае они покрывали более двух третей всей выборки.

Вторая половина 2024-го с ее кредитными шоками, ростом инфляции и нестабильностью валютных курсов отменилась кардинальными сдвигами в структуре экспозиции. Например, в самарских новостройках, которые традиционно отличались относительно невысоким содержанием квартир с отделкой, этот продукт практически исчез. Его представительство опустилось до мизерных 5,7%.
В Волгограде, где за счет жилья с отделкой комплектовалось три четверти первичного предложения, оно сократилось в объеме десятикратно – до 7,1%. Ниже 30% показатель опустился также в Ростове-на-Дону (28,0%), Челябинске (24,3%) и Омске (20,4%). На уфимском рынке недвижимость с отделкой сейчас образует лишь 32,3% от общего объема выборки – вместо 80,7% год назад. Значительный спад наблюдается в Красноярске (с 82,3% до 63,6%), Воронеже (с 72,1% до 49,5%) и Краснодаре (с 68,4% до 43,8%).
«Как всегда, при наступлении кризиса в наиболее уязвимом положении оказались компании, которые работают в регионах с низкомаржинальным строительством. Самара, Воронеж, Челябинск, Волгоград – это города из нижней четверти рейтинга «миллионников» по цене квадратного метра. Экономия на отделке – тот шаг, который хотя бы немного (на 3-6%)позволяет снизить себестоимость жилья и тем самым поднять его шансы на реализацию. С аналогичными проблемами столкнулись застройщики в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Красноярске, Омске, Уфе. Во всех перечисленных городах прайс квадратного метра находится уже на пределе покупательской способности населения, поэтому, и на местных рынках доля предложения с отделкой стремительно сокращается», – комментирует генеральный директор и учредитель премии Urban, Ольга Хасанова.
Среди городов, где удельный вес квартир с отделкой идет вниз, фигурирует и Москва. Однако в столице у этого явления другая природа. На протяжении 2024 года московский рынок активно насыщался проектами из тех высокобюджетных сегментов, в которых вариант с отделкой применяется сравнительно редко. Как итог, пропорция уменьшилась с 56,3% до 41,4%.
В некоторых городах, напротив, доля квартир с отделкой даже увеличилась. Прежде всего, это Казань и Нижний Новгород – мегаполисы из федерального топ-5 по уровню цен на жилье. Попытка сэкономить на отделке в контексте казанского и нижегородского рынков была бы просто бессмысленной. Их показатели с 2023 года подросли – на 4,0 и 1,8 процентного пункта, соответственно. Прошлогодние значения в целом актуальны и для Новосибирска (минус 2,4 процентного пункта) с Екатеринбургом (плюс 1,5 процентного пункта). На петербургской витрине 61,2% жилых лотов все еще предусматривают наличие какой-либо отделки, что на 4,8 процентного пункта меньше, чем годом ранее – разница в пределах стандартных статистических колебаний.
На этом фоне настоящей аномалией стали показатели пермского рынка. Здесь доля квартир, которые предлагаются в чистовом или предчистовом виде, за год поднялась на 19,9 процентного пункта – до 75,4%. В Перми больше половины всей готовой к продаже недвижимости распределено по семи новостройкам, которые на 80% заполнены лотами с отделкой. Огромный массив спроса фактически прикован к ограниченному количеству адресов, и застройщики могут себе позволить выставить на витрину удобный для себя продукт. 

Количество показов: