Торговая инфраструктура большого российского города обычно складывается из 20-40 комплексов, среди которых есть один или несколько сверхкрупных (от 100 тыс. кв. м). Специалисты УК «САМПА» отмечают, что доля подобных гигантов в общей структуре предложения может быть вполне сопоставима с представительством всех прочих ТЦ. В двенадцати региональных центрах они вбирают более 40% торговой недвижимости, а в шести случаях этот показатель превышает 50%.
По данным УК «САМПА», сегодня в стране функционируют 123 торговых комплекса размером от 100 тыс. кв. м (GBA). 30 из них базируются в Москве, 8 – в Ближнем Подмосковье, 11 – в Петербургской агломерации. Остальные 74 распределены по регионам РФ. В большинстве своем такие объекты строились на территории административных центров или в их ближайших предместьях. Однако есть несколько исключений – «МореМолл» (Сочи), «Красная Площадь» (Новороссийск), «Сургут Сити Молл» (Сургут), «Планета» (Новокузнецк), «Русь на Волге» (Тольятти). Комплексы с GBA 100+ тыс. кв. м есть во всех 14 миллионниках. Самый маленький из городов, который может похвастать инфраструктурой столь крупного масштаба, – Благовещенск с населением в 240 тыс. человек.
Наиболее многочисленная группировка «стотысячников» сложилась в Самаре – шесть комплексов. Пять ТРЦ из этой категории открыты в Краснодаре, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, четыре – в Иваново и Новосибирске, три – в Курске, Воронеже и Ростове-на-Дону. Девять городов имеют по два объекта с габаритами от 100 тыс. кв. м. Среди них четыре миллионника – Казань, Омск, Уфа и Челябинск. Хотя бы одним сверхкрупным торговым комплексом располагают еще 18 российских агломераций.
«Золотым веком» для изучаемого типа инфраструктуры стал период с 2008-го по 2016-й гг. За это время были введены 48 из 74 региональных ТРЦ сверхкрупного формата. Их общая площадь измеряется 7,28 млн кв. м (в том числе 4,29 млн кв. м недвижимости для сдачи в аренду).
Удельный вес проектов - «стотысячников» на рынке торговой инфраструктуры существенно разнится в зависимости от конкретной локации, но нигде не опускается ниже 10%. В 20 городах, согласно подсчетам аналитиков УК «САМПА», пропорция превышает 25%. Особенно значимую роль крупноформатные центры играют на юге страны. Так, например, «Грозный Молл» (одна из последних премьер в этом жанре коммерческого девелопмента) включает две трети всех торговых площадей в столице Чеченской республики. Комплексы «Красная Площадь», «Мега Адыгея-Кубань», «Галактика», «СБС Мегамолл» и OZ MALL в полтора раза превосходят по размеру GLA все тридцать с лишним других краснодарских ТЦ.
Три ростовских гиганта («Горизонт», «Мега Ростов-на-Дону» и «МЕГАМАГ») пусть немного, но перевешивают суммарный фонд торговой недвижимости своих 22 конкурентов меньшего масштаба. В Новороссийске местный «стотысячник» аккумулировал 44,0% всех арендопригодных площадей, в Сочи – 26,2%. На территории черноземного пояса наибольшая концентрация торгового предложения в рамках сверхкрупных ТРЦ характерна для Курска (54,7%). В Поволожье по этому показателю лидирует Самара (54,6%), в центре – Брянск (37,1%) и Тула (33,8%), на Урале – Оренбург (49,2%), за Уралом – Омск (40,1%). В Екатеринбурге, где находится один из самых больших российских ТРЦ «Гринвич», индикатор поднялся к 41,0%. Единственное место к северу от Москвы, где наблюдается высокая концентрация торговых площадей в крупноформатных комплексах, это Иваново (доля 55,8%). Здесь развитая текстильная индустрия способствовала появлению специфических объектов, ориентированных на определенный вид продукции.
Также в топ-20 городов, торговая инфраструктура которых сильнее всего завязана на комплексы с GBA больше 100 тыс. кв. м, вошли Белгород (49,0%), Воронеж (45,9%), Нижний Новгород (38,0%), Благовещенск (34,9%), Новосибирск (33,9%), Барнаул (27,7%) и Новокузнецк (25,9%). Следует добавить, что в Москве «стотысячники» аккумулируют около 40% всех арендопригодных торговых помещений, в Санкт-Петербурге – треть.
«Значение сверхкрупных торговых центров однозначно будет уменьшаться. Пополнения в этой категории будут носить единичный характер. Сегодня девелоперам гораздо проще и комфортнее иметь дело с небольшими технологичными зданиями, которые легко интегрируются в жилую застройку. В связи с этим перед владельцами и управленцами стоит задача по переосмыслению функционала «стотысячников». они должны стать настоящими общественными пространствами с выраженной образовательной и культурно-просветительской составляющими. Плюс насыщенная гастрономическая линейка и четкая структура магазинов различного профиля. Это подтверждает наш опыт в московских ТРЦ «Город» (Рязанка 1), ТРЦ «Облака» и ТРЦ «Косино Парк», где недавно прошел фестиваль “Музыка городов”», – сообщила Мария Дорохова, коммерческий директор УК «САМПА».
Компания: ЦИАН
Количество показов: