Ввод в марте 2020 года режима самоизоляции, сопровождавшегося рядом строгих ограничений для граждан и для бизнеса, стал серьезным стрессом для рынка новостроек. Однако к концу 3-го кв. уже можно сделать вывод о том, что «коронакризис» принес с собой ряд позитивных для рынка факторов, уверены в ГК «Атлант».
Доступная ипотека
Запуск в апреле 2020 года ипотечной госпрограммы, в рамках которой граждане временно (срок подачи заявок ограничен 1 ноября 2020 г.) могут подать заявку на ипотеку под 6,5% годовых, сделал новостройки более доступными для покупателей массового сегмента. По статистике ДОМ.РФ, за период с января по август 2020-го россияне оформили на 14% больше ипотечных кредитов, чем за тот же период прошлого года. В денежном выражении динамика оказалась еще более выразительной: +26%. При этом около ⅔ всех ипотек выдается именно по госпрограмме.
«Скачок кредитования вполне понятен: ставки находятся на историческом минимуме, — говорит генеральный директор ГК «Атлант» Роман Лябихов. — К тому же, и ключевая ставка ЦБ сейчас на самом низком уровне за весь период, благодаря чему базовые условия банков также становятся более интересными. В результате, доля ипотечных сделок в новостройках столичного региона сегодня на максимуме: в различных проектах ГК “Атлант” показатель достигает 60-80%».
«Цифровизация» продаж
Из-за жесткого локдауна потенциальные покупатели на два месяца оказались лишены возможности посетить офисы продаж новостроек. Для застройщиков это стало настоящим вызовом — в экстренном порядке, буквально в считанные недели, внедрялись и дорабатывались каналы дистанционной продажи. Покупатели получили возможность дистанционно выбирать и бронировать жилье, наблюдать за ходом стройки и даже оформлять ипотеку (с апреля ЦБ временно разрешил банкам выдавать кредиты на жилье без личного присутствия заемщика). Некоторые застройщики даже предложили клиентам выбрать интересующий вид из окон: к «показу» привлекали радиоуправляемые устройства — дроны и квадрокоптеры. В результате доля онлайн-продаж выросла практически во всех новостройках столичного региона. «Это значительно расширило возможности для приобретения квартир жителями регионов. К тому же такая форма востребована людьми, которые в связи с эпидемиологической обстановкой предпочитают снизить количество контактов, — считает Роман Лябихов. — Также крайне востребованной стала услуга онлайн-регистрации сделок. До карантина мы проводили единичные регистрации через электронный сервис, поскольку наши клиенты отказывались от этой формы. После карантина онлайн проходит до 80% регистраций».
Рост числа акций и спецпредложений для покупателей
Чтобы поддержать спрос в кризисных условиях, застройщики начиная со 2-го кв. 2020 г. начали активно предлагать покупателям различные специальные условия — например, скидки за онлайн-бронирование до 10-15% стоимости квартиры.
Также введение ипотеки с господдержкой и стремление самих застройщиков поддержать спрос стали катализатором появления новых многочисленных «ипотечных программ от застройщика». Чаще всего, это совместные программы с банками, в которых за счет компенсации от застройщика ставки для покупателя доходят до 0,01-0,6% годовых. Правда, в большинстве случаев такие особые условия действуют в течение определенного периода. Однако, на рынке есть и предложения по сниженным ставкам на весь срок займа, обычно они составляют от 4 до 6,5% годовых.
«Показательно также отношение застройщиков к покупателям, попавшим в первые месяцы кризиса в сложную жизненную ситуацию, — добавляет Роман Лябихов. — Известны случаи, когда застройщик предлагал взять недорогую ипотеку на остаток рассрочки, которую клиент потерял возможность погашать».
Застройщики сдали экзамен на доверие
Еще одним плюсом «коронакризиса» для застройщиков в компании называют высокий уровень доверия со стороны клиентов. «Даже в первые дни локдауна, когда никто толком не понимал, что будет с рынком, в нашу компанию поступал стабильный поток обращений — люди интересовались проектами, возможностями для онлайн-бронирования, — рассказывает Роман Лябихов. — Часть этих обращений конвертировалась в дистанционные сделки, часть составила отложенный спрос, который был реализован после открытия офисов продаж. Подводя же итоги трех кварталов, можно утверждать, что основные игроки рынка успешно сдали экзамен на доверие».
Выбор для покупателя значительно расширился
Еще один позитивный итог прошедших месяцев — существенное расширение возможностей для покупки более дорогих квартир. «Лимит кредита по госпрограмме для Москвы и области составляет 12 млн рублей. В Подмосковье в этом бюджете можно приобрести квартиру практически любой площади и комнатности, — говорит Роман Лябихов. — Еще шире выбор, если учесть дополнительные бонусы и акции. А это значит, что семьи, которые оценивали бюджет покупки, исходя из “докарантинных" условий, теперь могут рассматривать объекты более высокого класса или большей площади. Неудивительно, что наша статистика свидетельствует о росте спроса на 2- и 3-комнатные квартиры».
Таким образом, в отличие от предыдущих кризисов, карантин не принес рынку новостроек разрушительных последствий. А в чем-то — напротив, оказал позитивное влияние. Вынужденная изоляция стала драйвером развития современных технологий, которые ранее на этом, столь консервативном, рынке не очень приживались. Кроме того, это был тот случай, когда все игроки и участники — девелоперы, банки, государство — выступили «единым фронтом» и не допустили провала отрасли.
Компания: PR-стиль
Количество показов: